Анна Васильева
Якутские сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР д/с № 15 «Северные звездочки»
Воспитатель подготовительной группы; Васильева А. И.
Якутские сказки как средство
духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Публикация «Якутские сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Республика Саха. Якутия
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Актуальность: В концепции дошкольного образования Республики Саха (Якутия) говорится, что в результате воздействия культуры происходит присвоение нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности и любви к своей Родине. Обогащение личного опыта ребенка происходит в результате расширения представлений о культурно-этническом многообразии окружающего мира, развитие эмоциональной сферы включает умение регулировать чувства, настроения, переживания при взаимодействии с красотой мира, искусства, обычаями и традициями своего народа.
Объект исследования – процесс использования якутской народной сказки в формировании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – способы использования якутской народной сказки в формировании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Цель использования – использовать якутские народные сказки в формировании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Воспитывать на основе содержания якутских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
Обучающая: Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве якутского народа.
Развивающая: Развивать эмпатию и толерантность у детей на основе содержания якутских народных сказок.
Сказки о животных обычно невелики по объему. Народная фантазия наделяет героев этих сказок чертами человеческого характера, разумом и речью.
Сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации о культуре. Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому, близка его мышлению, представлению. Дети проявляют особый интерес к сказке, привлекают динамично развивающейся сюжет, характерные образы. Поэтому и в детском фольклоре сказка занимает одно из основных мест.
Герои фантастических сказок, как правило, - люди маленькие, бедные, наделенные реалистическими чертами и любовно воссозданными бытовыми деталями, но, вступая в нелегкое единоборство с разными чудовищами, они проявляют такую смекалку и отвагу, что ничто не может устоять перед их правотой и умом. Будучи творением народного гения, якутские, как и сказки других народов, выражают чаяния и стремления трудящегося человека, его сокровенные мечты о лучшей, справедливой жизни и светлом мире, где он распоряжается не только своей жизнью, но и явлениями природы. У нас у якутов, как и у других народов, сказки делятся на три вида : сказки о животных, волшебные или фантастические и сказки бытового содержания.
Народная педагогика способствует формированию определенных ценностей, идеала. Для девочек – это красна девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации о культуре.
Якутским волшебным сказкам свойственно глубокое философское содержание. Классическим образцом в этом плане является сказка «Старуха Таал-Таал», воспевающая непреходящую ценность человека.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-7 лет
Направленность развития детей, в рамках которых проводится работа по проекту: комплексное ( разные виды деятельности: ручной труд, слушание и пересказ сказок, театрализованная деятельность, познавательная деятелность, креативные виды деятельности: лепка, рисования, аппликация, оригами).
Вид проекта: групповые и малые подгруппы.
Продолжительность и место реализации: Программа рассчитана на один полный учебный год.
Формы работы:
• Беседы
• Подвижные игры
• Театрализованная деятельность. Показ спектаклей и сказок
• Продуктивная деятельность детей
• Праздничные мероприятия
• Выставки творческих работ детей и родителей.
• Экскурсия в музеи г. Якутска
Предполагаемый результат:
К моменту выхода детей из детского сада, они должны иметь сформированные представление о богатстве якутской народной культуры, национальных особенностях характера и быта якутского человека.