Ольга Мантурова
Из опыта работы «Развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья»
КГБУСО «Артемовский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Статья из опыта работы
Развития мелкой моторики рук у детей
с ограниченными возможностями здоровья
Подготовила: воспитатель
Мантурова О. И.
Публикация «Из опыта работы „Развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одна из важнейших задач коррекционной педагогики — повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества
Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, Л. С. Выготский (1983) писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.
Многие отечественные исследователи обращают внимание на необходимость и педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей в комплексе коррекционно-развивающих мероприятий (Л. З. Арутюнян (Андронова, 1993; Р. Д. Бабенкова, 1963; Л. И. Белякова, М. М. Кольцова, 1972, 1979; И. Ю. Левченко, 2001; В. И. Лубовский, 1955; Е. М. Мастюкова,1992. Е. И. Есенина, Л. В.).
Отсюда возникла проблема: как оптимизировать процесс развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья, которая и обусловила предмет моего творческого отчета, а именно: «Система мероприятий по развитию мелко – моторных навыков у детей с ограниченными возможностями».
В последнее время, к сожалению, число детей с нарушениями ЦНС, становится больше. Поэтому развитие мелкой моторики, как одного из факторов, влияющих на развитие речи, познавательной, эмоциональной сфер, подготовки руки к письму приобретает всё большую актуальность.
Работа по формированию и развитию мелко-моторных навыков велась мною по 3 направлениям:
Работа с детьми
Работа с родителями
Работа с педагогами
Цель: формирование и развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья, внедрение в воспитательно-образовательный процесс «Системы мероприятий по развитию мелко-моторных навыков у детей с ограниченными возможностями».
Решению поставленной цели способствовал комплекс коррекционных задач:
выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;
формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
формировать умения правильно держать карандаш, кисть, ручку, действовать ими, используя игры и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);
использовать самомассаж, который оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность, и сократительную способность мышц, расслабляет;
формировать зрительно-моторную координацию;
формировать активную речь ребенка, пополнять словарный запас новыми понятиями;
развивать психические процессы (мышление, память, внимание, зрительное и слуховое восприятие, сосредоточенность);
развивать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
Работу, в своей группе по развитию мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, я начала с планирования этапов ее проведения:
составление перспективного планирования игр и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей младшего и старшего возраста;
выбор форм, методов, приемов обучения в работе с детьми;
разработка цикла игр и упражнений на выкладывание: «Волшебные палочки», «Цветные ниточки», «Веселые крупинки»;
подборка методического материала с учетом возрастных особенностей детей;
систематизировала сборник пальчиковых игр по лексическим темам;
организация предметно – развивающей среды.
Из опыта работы с детьми в данном направлении могу смело утверждать, что эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта, поэтому для достижения желаемого результата в развитии мелкой моторики у моих воспитанников, работа велась регулярно с использованием разнообразных форм обучения:
специально организованное обучение,
совместная деятельность с детьми,
свободная, самостоятельная деятельность детей.
В своей практике использовала режимные моменты для развития мелкой моторики рук, а именно:
ежедневная 3х разовая пальчиковая гимнастика с использование красочного, эстетически оформленного материала;
до и после выполнения упражнений с целью снятия напряженности мышц кистей и пальцев рук и для развития их подвижности, гибкости – самомассаж с специально подобранными предметами (мячами, орехами, прищепками и т. д.)
дыхательная гимнастика с движениями пальцев и кисти;
так же во время приема пищи обращаю внимание детей на умение правильно пользоваться столовыми приборами;
во время прогулки, по мере возможности (в силу диагноза, выполняла с детьми действия по самообслуживанию застегивание и расстегивание пуговиц, молний, завязывание шнурков, что особенно трудно дается детям с ограниченными возможностями. Очень нравились детям игры с водой, песком «Построй такой же», «Нарисуй палочкой», снегом «Составь узор», печатание плоскими фигурами – формочками изображения на снегу, игры на выкладывание из палочек, камешков, листиков такие как «Выложи сам», «Выложи узор» и т. д.
В совместной деятельности с детьми проводила пальчиковые игры, которые нравились детям и способствовали развитию речи, творческой деятельности, вырабатывали ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику рук. Дети изображали из пальцев предметы, птиц, животных, выполняли фигуры с небольшим стихотворным сопровождением. При выполнении упражнений я обращала внимание на то, чтобы дети вовлекали все пальчики, выполняли упражнения как правой, так и левой рукой и обеими вместе. Работа по совмещению мелкомоторных функций с речевыми выполнялись мною в определенной последовательности. Вначале произношу стихотворение, скороговорку четко, не торопясь, затем с одновременным движением рук, а потом проделываю вместе с детьми. У кого из детей не получается, беру его руки в свои и вместе выполняем движения от начала до конца. В процессе работы над текстом меняю темп, интонацию, громкость. Такая поэтапность в работе помогает развитию мелкой моторики, речи, памяти, внимания, мимики ребенка, его координации, помогает почувствовать ритм и подготовить руку к письму, учит общению.
Все пальчиковые игры мною были систематизированы в зависимости от лексических тем предложенных учителем дефектологом, что отражает меня как воспитателя коррекционной группы.
В педагогической литературе много говорится о значении игры, как основного вида деятельности детей. В игре легче формировать и развивать мелко-моторные навыки. В работе с детьми большое значение имеют дидактические игры, театрализованные, «театр в руке», развлечения, самостоятельные игры, которые позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, речь, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение. Данные игры мною применяются как в совместной деятельности, так и во время занятий продуктивными видами деятельности.
Кроме того занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, различным видам ручного труда (по мере возможности ребенка) сами по себе эффективно используются для подготовки руки к письму, так как они способствуют развитию мелкой моторики.
В своей работе большое значение для «постановки рук» уделяла развитию графической моторики, где особое место занимала штриховка, обведение по трафарету, шаблону фигур, предметов. При выполнении штриховки ставила следующие задачи:
подготовка руки к письму (развитие мелких мышц пальцев и кисти руки);
развитие глазомера (формирование умения видеть контуры фигур и при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линий);
В упражнениях по штриховке дети принимали условия быстро и легко, как в игре. Сначала незнакомые с этой работой дети сильно нажимали на карандаш, рука напрягалась либо наоборот линия едва заметна, но после освоения техники штриховки, напряжение мускулов пальцев рук снижалось.
Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица «Верная указка – не кулак, а ласка». Работу по подготовке руки к письму начинала в старшей группе, используя пособия «От линии к букве», «Готовим руку к письму». При работе в которых, ребенок учился проводить прямые вертикальные, горизонтальные, изогнутые линии в разных направлениях, у него вырабатывалось умение сосредотачиваться. Все работы проводила в игровой форме, это вызывало у детей интерес и не приводило к переутомлению.
Активное участие детей в развлечениях, музыкальных досугах, театрализованных представлениях не только обогатили детей новыми впечатлениями и дали возможность повысить их эмоциональное состояние, поднять жизненный тонус, но и позволили успешно реализовать коррекционные задачи по развитию мелкой моторике. Очень весело прошли такие развлечения как : «Праздник детства», «Веселое настроение», «В гостях у скоморохов»
Добиться положительных результатов было бы невозможно без создания развивающей среды. Это наличие центра по развитию мелкой моторики с учетом возрастных особенностей детей, включающего в себя оборудование и материалы, которые адаптированы и доступны для детей с ОВЗ.
Для успешной реализации поставленных задач по развитию мелкой моторики, мною созданы специальные условия, к которым относится следующее:
эмоционально-положительная среда, обеспечивающая ребенку условия комфортности и благополучия;
поддержка и выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка;
включение работы по развитию мелкой моторики в педагогическую систему образовательно-воспитательного процесса по развитию речи, художественному труду, лепке, рисованию, театрализованной и музыкальной деятельности, физическому воспитанию.
Для эффективности коррекционной работы соблюдаю принципы :
принцип осознания совершаемых действий.
Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?", " Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?" и т. д. ;
принцип развернутости освоения навыков;
Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их физических и индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.
принцип обратной связи.
По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.
В своей работе с особыми детьми придерживаюсь определенных требований, без которых невозможно обеспечить полноценное развитие и психоэмоциональное благополучие детей. Эти требования таковы:
использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, обязательное ежедневное проведение пальчиковой гимнастики 3 раза в день, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную деятельность самих детей, использование разных видов детской деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми;
сведение числа организованных занятий до минимума, не подавляющего по времени остальные формы активности детей;
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В своей работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:
задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности;
учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;
работу провожу регулярно, систематически;
соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;
забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Используемая в моей работе система мероприятия по развитию мелкой моторики, при целенаправленном ее применении способствовала развитию речи, координации, силы, точности, пластичности движений пальцев рук, мыслительных процессов и определяет успешную работу по подготовке детей к обучению в школе.
По данным представленным завучами школ города отмечается положительный уровень адаптации, сформированы основные компоненты готовности к школьному обучению.
У выпускников группы отмечена положительная динамика речевого развития, познавательных процессов и продуктивных видов деятельности.
Полученный опыт в рамках занятий и совместной деятельности позволяет детям использовать его в жизни группы, детского сада, города. Неоднократно дети использовали свой опыт перед детьми, родителями детского сада, воспитателями, такие как «Веселое настроение», «Праздник детства», «Папа, мама, я – спортивная семья», «В гостях у скоморохов» и др.
Ребята принимают активное участие в конкурсах, выставках различного уровня, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы, полученные детьми. Разработанные критерии и показатели психолого-педагогического диагностирования детей дают возможность грамотно осуществлять анализ, выявлять проблемы, производить корректировки, проектировать дальнейшую педагогическую деятельность.
Значимым направлением по развитию мелкой моторики у детей с проблемами здоровья является тесное сотрудничество и взаимодействие с семьей.
Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендациям по воспитанию и развитию ребенка, неверие в успех работы с ним. У одних родителей нет желания, у других – возможности заниматься с детьми. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком и имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. На основе проведенного мною анкетирования родителей было выявлено, что 40% родителей не знают, что такое мелкая моторика, а 50% частично предполагают, что это такое и для чего необходимо ее развивать.
Прежде всего, необходимо создать атмосферу доверия и взаимопонимания в общении с родителями, воспитывающими детей – инвалидов.
Работа с родителями ведется с учетом таких принципов:
соблюдение педагогической этики во взаимоотношениях с родителями.
учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;
сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
взаимосвязь разных форм работы с родителями;
одновременное влияние на родителей и детей;
обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
Поэтому мной был разработан план мероприятий позволяющий, сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей, который включал в себя как традиционные, так инее традиционные формы работы :
традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции);
нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссия, выставки рисунков, семейных фотографий).
Данная работа реализовывалась с помощью практических, словесных и наглядных методов
Практические Словесные Наглядные
1. Семинарское занятие «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ».
2. День открытых дверей: «День игр и забав»
3. Посещение семей.
4. Наблюдение за ребенком в играх.
1. Беседы.
2. Консультации: «Наши пальчики играют», «Развиваем мелкую моторику рук у детей в игре», «Фольклорные пальчиковые игры» и др.
3. Родительские собрания.
4. Круглый стол «По дороге в школу».
5. Вечер вопросов и ответов «Как с пользой провести выходной день»
1. Организация совместных с детьми выставок «Золотые ручки», «Мой любимый воспитатель», «Зимушка-зима», «Как я отдыхал летом»
Выставки, обзоры литературы по развитию мелкой моторики.
2. Накопление фотоматериалов.
3. Информационно-агитационные стенды, папки-передвижки «Пальчиковая гимнастика», «Театр в жизни детей», «Пальчики рассказывают сказки»
4. Выпуск журнала для детей и родителей «Диагноз - не приговор», «Пальцы помогают говорить».
5. Личный пример педагога.
На некоторых из них хотелось бы остановиться подробнее.
Безусловно, огромный интерес вызывали просмотр театра с действиями с использованием пальчиковых упражнений: «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок» и др. Если сначала родители выступали в роли пассивных зрителей, то со временем, они стали активными участниками. Родители помогали в разучивании стихотворений, потешек, упражнений.
Пользовались интересом со стороны родителей и тематические выставки («Зимушка - зима», «Мой любимый воспитатель», фотовыставки «Как я отдыхал летом» и др., в которых родители совместно с детьми принимали активное участие, папки-передвижки, журналы для родителей и детей «Диагноз - не приговор», «Пальцы помогают говорить» и д. р
Таким образом в результате планомерной, продуманной, продуктивной работы, повысилась ответственность родителей за развитие мелкой моторики детей, воспитание детей в семье; постоянно совершенствуются педагогические знания родителей; создается атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между родителями, педагогами и детьми; происходит обмен передовым опытом в проведении семейных досугов; создается благоприятная эмоциональная атмосфера между родителями и педагогами; обеспечивается совместный успех в решении проблем по развитию мелкой моторики, речи детей. Также можно отметить возрастающую активность родителей по подготовке и проведению совместных воспитательных и педагогических мероприятий, улучшение их посещаемости. Родители открыли в своих детях новые грани, они перестали видеть в них беспомощных инвалидов, о чем свидетельствует 100 % показатель вовлечения родителей в совместные мероприятия
Таким образом, внедрение в воспитательно-образовательный процесс «Системы мероприятий по развитию мелко-моторных навыков у детей с ограниченными возможностями» позволят достичь положительных результатов в развитии мелкой моторики рук у детей с ОВЗ.
С целью выявления динамики в развитии детей, в результате внедрения, системы были разработаны критерии и методы педагогической диагностики целью, которой является выявление уровня развития мелкой моторики детей с ограниченными возможностями, проверка стабильности выполнения детьми движений, напряжения мышц.
Считаю, что разработанная мною система будет актуальна и востребована до тех пор, пока учреждение оказывает образовательные и оздоровительные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, как перспективу, я планирую ряд мероприятий в рамках основных направлений в работе. А именно:
Работа с детьми.
1. Разработка рабочей тетради для детей по развитию мелкой моторики, которая в комплексе решала бы задачи: развитие зрительно-моторной, мелкой моторики
2. Организовать кружок декоративно- прикладного творчества «Радуга»
3. Увеличение количества детей участвующих конкурсах, фестивалях разного уровня.
Работа с родителями.
1. Консультативно – просветительная работа по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья
2. Привлечь большое количество родителей к развитию мелкой моторики и самообслуживанию детей.
3. Выпуск познавательного семейного журнала «Пальчиковый игротренинг».
4. Организация совместной досуговой деятельности.
С педагогами.
1. Выпуск методического пособия «Пальчиковый тренинг».
2. Трансляция опыта по внедрению личностно-ориентированной технологии «Система мероприятий по развитию мелкой моторики детей с ограниченными возможностями» в средствах массовой информации.
Целью своей дальнейшей работы я вижу усовершенствование системы мероприятий по развитию мелко-моторных навыков посредством включения детей с ограниченными возможностями здоровья в кружковую работу.
Делая выводы, можно отметить, что правильно и вовремя организованная работа по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья способствует эффективному развитию и совершенствованию тонко-моторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений пальцев рук. Стимулирует развитие ЦНС, психических процессов, речи.
Список используемой литературы:
1. Баченина О. В. ,Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет : Практическое пособие для педагогов и родителей. - М. :АРКТИ, 2006.-88с.
2. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5-7 лет. – М. : Издательство «Гном и Д», 2003.-120с.
3. Большакова Е. С. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 64с. - (Логопед в ДОУ)
4. Борисенко М. Г., Лунина Н. А. Наши пальчики играют. – СПб. ; «Паритет», 2002.
5. Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., топаркова И. Г., Щербинина С. В. Художника Г. В. Соколов, В. И. Куров – Ярославль: «Академия развития, 1997. -192с., ил. - ( Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»).
6. Развивающие игрушки своими руками. (Текст) И. Воскресенская. – Новосибирск: Сиб. Унив. издательство, 2008.-240с.
7. «150 развивающих игр» Умные пальчики/Составитель В. Г. Дмитриева, - М. :АСТ; СПб. : Сова, 2008-98с.
8. Игры с пальчиками. – М. : Учредитель – издательский дом «Карапуз» - 1998.
9. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2005.-ил. - Серия «Готовимся к школе»).
10. Светлова Л. И. Готовим руку к письму /Ил. Н. Воробьевой. – М. : Издательство Эксмо, 2004.-96с.
11. Светлова Л. И. Развиваем мелкую моторику координацию движений рук /Художник Е. Смирнов. - М. :Эксмо,2007.-72с.
12. Синицина Е. И. Умные пальчики. Серия «Через игру к совершенству».-М. : Лист, 1999.
13. Соколова С. В. Развиваем внимание и мелкую моторику. Оригами. Дом для куклы. Для детей 5-6 лет. - СПб. : Издательский Дом «Нева», 2003.-48с.
14. Султанова И. Мелкая моторика /Веселые уроки. - М. : Издательство «Хатбер-пресс», 2007.
15. Новиковская О. А. Ум ребенка на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. / О. А. Новиковская – М. ; АСТ; СПб. : Сова, 2006.