Анна Шилюк
Использование приёмов мнемотехники в обучении детей рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
Связная речь - особая область работы по речевому развитию. Это объясняется тем значением, которое имеет связная речь в жизни человека и общества.
Учить ребёнка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Уже в первые три года жизни ребёнок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Именно по-этому лучше всего использовать, как считают многие психологи, для настойчивой работы по развитию речи языковые способности ребёнка до 10 лет. Овладение связными формами высказываний - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Публикация «Использование приёмов мнемотехники в обучении детей рассказыванию» размещена в разделах
Важно учить ребёнка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е. воспитывать ориентировку на слушателя. Большое значение имеет взаимосвязь обучения рассказыванию и других видов работы по развитию речи - обогащения словаря, формирования грамматических навыков, воспитания звуковой культуры речи. Задача воспитателя - научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.
Выборы средств обучения при этом зависят от того, в каком виде рассказывания предстоит упражнять детей, какие психологические процессы будут активизироваться учебными речевыми заданиями. Занятия по обучению рассказыванию носит различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия, на других - составляют рассказы на темы из личного опыта, на третьих - придумывают сказки, рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы (воображение).
Проводя то или иное занятие педагог должен находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приёмов с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей. Прежде всего, занимаясь с детьми, необходимо создать интерес. А самый непосредственный интерес у детей, да и у взрослых, вызывает, конечно, игра. Использование игровых моментов позволяет усвоить сложный материал без умственного и нервного напряжения. Одним из таких приёмов в обучении являются приёмы мнемотехники. Мнемотехниха - искусственные приёмы для запоминания.
огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно - это печальная реальность, в которой оказались наши дети. От сюда ранние неврозы, различные психические отклонения.
Метод мнемотехники позволяет развить общие способности детей без умственных и психофизических перегрузок.
Приёмы технологии позволяют в значительной мере сократить время обучения : происходит оптимизация и рационализация основных психических процессов у детей развивается творческое нетрадиционное видение мира. Особая структура занятия позволяет с детьми от 35 мин до 1 часа без физического, эмоционального и психического перенапряжения. При этом осуществляется обязательные учёт индивидуальных и психофизических особенностей детей. Технология позволяет подобрать индивидуальный "ключ" запоминания и обработки информации каждому ребёнку с учётом индивидуальных особенностей мышления. использование приёмов мнемотехники в обучении детей помогает решить следующие задачи:
-увеличение словарного запаса,
-умение связно говорить, составлять рассказ
-воспитание звуковой культуры речи,
-привитие навыков грамматики, грамотности,
-запоминание стихов с 2-3 прочтений.
Используя приёмы данной методики, родители могут с увлечением заниматься с детьми, развивать у детей память, культуру речи, помочь им обрести навык логично и образно мыслить, а в целом - способствовать интеллектуальному развитию ребёнка.