Анна Егорова
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста как наиболее эффективного метода запоминания информации и развития речи.
Каждый день ребенок узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. Мнемотаблицы - это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник, которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В этой статье Вы узнаете какие бывают мнемотаблицы и как можно их использовать для развития детей
Публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Прежде чем перейти к описанию принципа использования мнемотаблиц, необходимо остановиться на том, в чем особенности развития памяти у дошкольников. В первую очередь, важно сказать, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается, в основном, механически, непроизвольно. То есть ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи.
С развитием речи у детей увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. Однако, согласно психологическим и педагогическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Именно наглядные средства (схемы, зарисовки, записи) позволяют детям лучше запомнить необходимый материал.
Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации
В настоящее время данная технология используется и в детских садах. Для выработки определённых навыков, умений в обучающий процесс вводятся различные приёмы, которые помогают развивать память. Чаще всего используют мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Знакомство ребенка с мнемотехникой лучше всего проводить в несколько этапов по принципу от простого к сложному:
1. Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово (например, «чашка», «бежать» или «дождь»).
2. Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно составить фразу или предложение.
3. Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.
Количество мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов. Мнемотаблицы для малышей обязательно должны быть цветными и яркими, так ребенку будет легче концентрировать свое внимание. Для детей постарше подойдут и черно-белые картинки. Важно, чтобы изображения были знакомы и понятны малышу.
Регулярные занятия мнемотехникой развивают:
• память и внимательность,
• речь и словарный запас,
• фантазию и творческие способности.
В мнемотаблицу можно заложить различную информацию. Это могут быть сказки, стихотворения, загадки, рассказы и пересказы конкретных текстов. Каждое занятие по развитию речи строится с учетом определенной лексической темы, которая также может быть отражена в мнемотаблице. Путем схематических зарисовок изображаются персонажи сказки, явления природы, различные действия, т. е. все то, что необходимо для достижения конкретных целей мнемотаблицы.
Работа по мнемотаблице состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблицы целиком.
Цели – развитие внимания, зрительной памяти.
На этом этапе внимание ребенка привлекается к тому, что мнемотаблица состоит из картинок-значков, которые необходимо «оживить».
2 этап. «Оживление», т. е. превращение картинок-значков в конкретные образы (перекодирование информации).
Цели – развитие образного восприятия, воображения; расширение словарного запаса, развитие устной речи.
Один и тот же значок может быть похож на самые разнообразные предметы и явления, поэтому у каждого ребенка возникает свой собственный образ, что зависит от его воображения, образного восприятия.
3 этап. «Ожившие» картинки соединяются в сюжет – получается «фильм».
Цели – развитие образного и логического мышления, воображения, фантазии; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
На этом этапе зрительные образы выстраиваются в определенную последовательность за счет подключения мыслительных операций. Ребенок выстраивает логическую цепочку из предложенных в таблице картинок-значков (образов, связывая их в единый сюжет. Происходит отработка метода запоминания.
4 этап. Осуществляется графическая зарисовка мнемотаблицы (для детей 5 – 7 лет) или выкладывание отдельных картинок-значков из данной мнемотаблицы (для детей 3 – 4 лет) в определенной последовательности по памяти (без зрительного контроля).
Цели – развитие зрительной и слуховой памяти, пространственных представлений, мелкой моторики рук, профилактика дисграфии.
На этом этапе происходит воспроизведение полученной информации без зрительной опоры на мнемотаблицу, т. е. ребенок должен припомнить все картинки-значки и воспроизвести их графически в чистой таблице в той последовательности, которая была в мнемотаблице-образце. И в этом ему очень помогает сюжетная линия, составленная на третьем этапе работы.
В работе с мнемотаблицами очень важно научить ребенка не только видеть скрываемый за каждым значком образ того или иного предмета (или несколько образов, но и «прочувствовать» его, подключив различные анализаторы (зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные). Такая тесная взаимосвязь основных анализаторов помогает значительно эффективнее развивать память, мыслительные и речевые процессы детей, подключая все органы чувств, а также ранее пережитый опыт в изучении и восприятии того или иного предмета
Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами мнемотехники, Вы сможете развить у ребенка зрительную память, а также внимание, мышление и связную речь.