Зоя Вагидова
Художественная литература как средство развитие речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и, то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом). В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности. Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. В дошкольном детстве ребёнок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога по законам литературного языка. Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значения слова. Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. Основные задачи развития речи – воспитания звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построение развёрнутого высказывания – решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако на каждом возрастном этапе задачи постепенно усложняются, меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть круг проблем, которые надо решать параллельно и своевременно. Здесь рассмотрение основных задач развития речи у дошкольников начинается с развития связной речи, так как это задача аккумулировала в себе все стороны речи – фонетическую, лексическую, грамматическую. Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребёнка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Именно в диалоге ребёнок учится выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от окружающего контекста. Самое главное, что все навыки и умения, которые формировались в процессе диалогической речи, необходимы ребёнку и для развития монологической речи. Владение связной монологической речью – выше достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (окружающий мир, повествование (событие в движении и во времени, рассуждение (установление причинно – следственных связей). В обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, умение озаглавить текст. Большую роль в организации связного высказывания играет интонация, поэтому развитие умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он так же совершенствует свою речь, учась мыслить. В практике нашего детского сада внимание в основном уделяется количественной стороне этого процесса, то есть расширению объёма словаря, увеличению словарного запаса в связи с работой по ознакомлению детей с окружающим миром. Выделение собственно языковых задач в процессе обогащения словаря, разграничение познавательного (расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире) и языкового развития привело к необходимости включать в словарную работу анализ особенностей усвоения смысловой стороны слова.
Публикация «Художественная литература как средство развитие речи дошкольников» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Список используемой литературы :
Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 1970. Алякринский Б. С. О таланте и способностях. М., 1991. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991.
Абсалямова А. Г. Детское творчество и народная сказка. М., 1998. Акулова О. А. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание, 2005. №4. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 407 лет : игры-импровизации, игры-путешествия, игры-перевоплощения. М., 2005. Береговая Л. Б., Гурович Л. М., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребё нок и книга: пособие для воспитателей детского сада. 3-е изд., доп. - СПб, 1999. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М. : Айрис – Пресс, 2004.