Трофимова Светлана Викторовна
Средства логоритмики в коррекционно-педагогической работе для развития моторных функций у детей со стертой формой дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы
Использование средств логопедической ритмики в коррекционно-логопедической работе для развития моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии.
Стертая форма дизартрии является достаточно распространенным речевым нарушением, требующим длительной коррекционной работы. При данной речевой патологии нарушена не только произносительная сторона речи, но страдают и все виды моторики, чувство темпа и ритма.
Публикация «Средства логоритмики в коррекционно-педагогической работе для развития моторных функций у детей со стертой формой дизартрии» размещена в разделах
- Дизартрия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Обучение ребенка со стертой формой дизартрии проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной, исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Одной из важнейших задач логопедических занятий является коррекция нарушений моторики, речевого и психического развития детей, поэтому логопедическая ритмика является одним из эффективных средств преодоления речевых расстройств у детей-дизартриков.
Примерная структура занятия в условиях логопедического кабинета:
-упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)
«Стирка»: Мылом мылю я носки, (дети водят кулачком по ладошке)
Крепко трутся кулачки, (дети трут кулачками друг о друга)
Сполосну носочки ловко (двигают кистями рук вправо-влево)
И повешу на верёвку. (поднимают руки вверх, кисти сгибают)
«Подарок мишке»: Нитку тянем, отрываем (изобразить)
И в иголку продеваем. (изобразить)
Будем шить рубашку мишке (изобразить стежки)
И сошьём ему штанишки. (провести ладонями по бедрам)
«Апельсин»: Я очищу апельсин, (изобразить)
На тарелке он один, (изобразить «тарелку»)
Ну а после разломлю, (изобразить)
Всем знакомым разделю. (движения кистями вперед, к груди)
«Дом за кустом»: Зайка под кустом сидит («куст»)
И ушами шевелит. («заяц», шевелящий ушами)
-Зайка, зайка, где твой дом? («дом»)
- За-за-за большим кустом! («куст»);
-упражнения на развитие артикуляции
«Забор» (перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться, показать верхние и нижние зубы, следить, чтобы ребенок не морщил нос, удержать под счет до 5).
«Окно» (из положения «Забор» медленно открывать рот, зубы должны быть видны, удержать под счет до 5).
«Мост» (расположить язык за нижними резцами плоско, удержать под счет до 5).
«Парус» (из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы, удержать под счет до 5).
«Трубочка» (из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки, удерживать под счет до 5).
Чередование: «Забор» - «Трубочка» (из положения «Забор» выполнить движение «Трубочка», такие переключения выполнить 5-6 раз в разном темпе, начиная с медленного, рука под подбородком, чтобы контролировать его неподвижность).
-упражнения на регуляцию мышечного тонуса
«Стоп, хоп, раз»
Дети идут под музыку друг за другом. На сигнал «Стоп!» останавливаются и стоят до следующего сигнала. На сигнал «Хоп!» подпрыгивают; на сигнал «раз!» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении. Из игры выходит тот, кто ошибётся, и кто неспокойно стоял на сигнал «Стоп!»
«Борьба рук»
Детям предлагается вытянуть руки вперёд и сжать в кулак пальцы правой руки. Кулак левой руки наложить на кулак правой. Начинается борьба рук: правая хочет подняться вверх, но левая не пускает, правая напрягается и постепенно поднимается всё выше и доходит до точки над головой, теперь левая хочет опуститься, но правая, нижняя, сопротивляется и происходит обратная борьбы. Затем руки расслаблено бросаются вдоль туловища.
«Пальма»
Одна рука поднята вверх и напряжена: «Растёт стройная пальма. Она колышется под ветром и украшает оазис пустыни». «Увядают листья» (пальцы и кисть расслабляются и мягко свисают). «Увядают ветви» (рука свисает в локте, локоть ещё напряжён, «и падает всё дерево» (вся рука мягко падает вниз). То же с другой рукой, с обеими сразу.
«Силач»
Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь; раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.
«Травинка на ветру»
Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на стул или на пол, на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).
«Раскачивающееся дерево»
Строится по тому же принципу, что и предыдущее упражнение (корни – ноги, ствол – туловище, крона – руки и голова). Может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый ребенок представил себя «своим» деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.
«Дракон»
Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.
«Огонь и лед»
Дети стоят в кругу. По команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно. По команде «лед» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Педагог несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.
-упражнения на развитие общей моторики
«Деревцо»
Дует ветер нам в лицо. (махать руками ладошками к себе)
Закачалось деревцо. (руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону)
Ветерок все тише – тише, (плавно опустить руки)
Деревцо все выше – выше. (поднять руки и тянуться вверх)
«Физкульт - привет»
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались, (имитировать умывание)
Полотенцем растирались. (имитировать растирание спины полотенцем)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо - влево наклонялись
И обратно возвращались (имитировать движения, указанные в тексте)
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям – физкуьт – привет! (резко поднять руки вверх)
«Кулачок»
Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)
Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх)
Разожму ладошку, (распрямить кисть)
Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)
«Тук – тук»
- Тук – тук – тук. (три удара кулаками друг о друга)
- Да – да – да. (три хлопка в ладоши)
- Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга)
- Рад всегда! (три хлопка в ладоши)
«Зайчики»
Жили – были зайчики (показать на голове заячьи уши)
На лесной опушке. (разводить руками перед собой, описывая окружность)
Жили – были зайчики (показать на голове заячьи уши)
В серенькой избушке. (сложить руки над головой в форме домика)
Мыли свои ушки, (проводить руками по воображаемым ушкам)
Мыли свои лапочки. (имитировать мытьё рук)
Наряжались зайчики, (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе)
Обували тапочки. (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)
-упражнения на развитие мимических мышц
«Толстячки-худышки»
Ты будешь толстяком помидором, а ты - худышкой петрушкой, ты - толстушкой капустой, а ты - худышкой луком и т. д. Справа от меня овощи - худышки, слева овощи-толстяки и толстушки.
Встретились толстяки и худышки.
Удивились худышки: "Ах, какие вы толстые! "
Рассердились толстяки и толстушки: "Не такие уж мы толстые! "
Еще больше удивились худышки: "О, да вы еще и сердитые! "
Еще больше рассердились толстяки и толстушки: "У-у-у! Мы действительно сердитые! "
Сморщили нос худышки: "Ф-фу! Не хотим с вами в одном огороде расти! "
Скривили губы толстяки и толстушки: "Пф! Ну и не надо! " Худышки втягивают щеки, толстяки надувают.
Смотрят друг на друга.
Смотрят, подняв брови и широко открыв глаза.
Хмурят брови, морщат губы и смотрят сердито.
Округляют губы, как при произнесении звука "о", поднимают брови.
Вытягивают губы трубочкой, сводят брови.
Морщат нос и произносят шепотом "фу".
Изображают на лице возмущение, кривят уголки рта, произнося шепотом "пф".
«Фрукты»
1. Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.
2. Сладкое яблоко.
Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко. Яблоко свалилось нам на голову.
-упражнения на развитие чувства темпа и ритма
«Маленькие ножки бежали по дорожке»
Дети сидят, педагог предлагает им поднять ноги и говорит: «Ножки маленькие, они бегут быстро и легко». Попробуйте: «Маленькие ножки бегут по дорожке». Затем педагог говорит, что у медведя ноги большие и ходит он тяжело, медленно: «Большие ноги идут по дороге». Затем педагог в различном темпе даёт команды детям, а дети то делают легкие и быстрые движения ног, то медленные и тяжелые.
«Карусель»
Дети берутся за руки и двигаются по кругу в соответствии с текстом, меняя медленный шаг на бег.
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели,
А потом кругом, кругом
Все бегом, бегом, бегом.
Вновь переходят на медленный темп движения. На последние две строчки хлопают в ладоши или топают ногами.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите,
Раз, два, три
Влево повтори.
Идет повтор игры с движением в другом направлении. Для концовки используются следующие строчки:
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите,
Раз и два, раз и два
Вот и кончилась игра.
Активное использование средств логопедической ритмики на индивидуальных и групповых занятиях, также введение в систему коррекционно-педагогической работы специальных занятий по развитию общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики и чувства темпа и ритма с использованием средств логопедической ритмики будет способствовать более эффективному развитию моторных функций у детей со стертой дизартрией.