Папки-передвижки

Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Ольга Касьяненко
Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование нравственных представлений, овладение нормами и правилами взаимодействия с окружающим миром людей и природы - является стержнем приобщения ребенка к культуре. Педагогические работники отмечают низкий уровень сформированности нравственных представлений у детей уже в период дошкольного возраста. Причина этого явления - кризис, происходящий в обществе, который привел к разрушению естественных институтов социализации семьи и детского общества.

Публикация «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» размещена в разделах

В современном обществе нарушены нравственные представления о семье, о верности, о нерасторжимости браков, воспитание детей часто представляется как тяжкое, нежелательное бремя. Нарушена иерархия семейных отношений, в частности уклада семейной жизни, связей между поколениями. Традиционное уважение, почитание старших сменилось активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей и педагогов.

Негативное влияние на формирование нравственных представлений оказывают неконтролируемые доступные средства массовой информации, телевидение, реклама, тем самым манипулируя не сформированным сознанием дошкольника. Воспитатели отмечают нарастание детской тревожности и агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты.

Формирование нравственных представлений дошкольников - актуальнейшая проблема современной педагогики, так как это одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики. Эмоционально насыщенное общение на основе сотрудничества, а не указаний, позволяет взрослому наблюдать за действиями ребенка, оценивать его поступки, ненавязчиво формировать у него нравственные представления.

Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития нравственных представлений, потому что именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению норм поведения в обществе, к пониманию чувств и эмоций окружающих. От того, как будет выстраиваться система формирования нравственных представлений в семьях детей и в дошкольных образовательных учреждениях, зависит нравственный облик человека в будущем.

Театрализованная деятельность способствует формированию нравственных представлений, поскольку позволяет ребенку проигрывать проблемные ситуации, выражать свое собственное отношение к добру и злу, щедрости и жадности, мудрости и глупости.

По мнению современных исследователей, нравственные представления – это понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки, соответствующие нормам общества [6].

Нравственные представления – это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой [5].

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования нравственных представлений у детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды взаимодействия, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок с интересом присматривается к миру взрослых, начинает выделять в нем взаимоотношения между людьми, таким образом, у него складываются представления о нормах и правилах поведения, т. е. нравственные представления.

А. М. Виноградова дает следующие методические рекомендации по формированию нравственных представлений у детей :

1. Методика формирования нравственных представлений должна основываться на доступных, конкретных, образных примерах из жизни или художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений. При этом важно, чтобы педагог развивал у детей способность устанавливать причинно-следственные связи между собственным поведением и тем, как оно отразится на других.

2. Целесообразно проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения.

3. Использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывалась бы конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло.

4. Педагог должен ставить перед детьми новые задачи, сосредоточивать их внимание на жизненном опыте. Обращение к личному опыту детей дает возможность педагогу выяснить, какие нравственные понятия ими еще не усвоены, и вести воспитательную работу в нужном направлении. При этом следует обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка во время таких бесед, чтобы понять, как он относится к тому, что в данный момент обсуждается.

5. Формированию нравственных представлений способствует общение детей в процессе деятельности (игры, труд, прогулка). Этические представления ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Необходимо учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других [9, с. 11].

Основными условиями для формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста могут быть :

1. знание закономерностей становления нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте;

2. умение планировать работу по формированию нравственных представлений, разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания;

3. положительное отношение между взрослым и ребенком, доброжелательные и доверительные отношения, на фоне которых и происходит формирование нравственных представлений ребенка;

4. эмоциональное отношение ребенка к различным ситуациям, его внутренняя позиция и нравственная оценка взрослого;

5. единство требований к соблюдаемым нормам и правилам ребенка, их аргументация;

6. упражнение детей в нравственных действиях, поступках на уровне сопричастности ребенка к общему делу и взаимоотношений с другими с целью закрепления нравственных представлений;

7. притязание на признание в хороших поступках, действиях ребенка;

8. развитие потребности в выполнении общепринятых норм и правил;

9. формирование нравственных представлений связывают с уровнем осознания социально одобряемых способов поведения и саморегуляции.

Таким образом, среда, в которой растет и развивается ребенок, имеет основополагающее значение, так как на этом пути для него главным ориентиром для подражания является взрослый. Своим примером поведения он закладывает у ребенка основные нравственные нормы, принятые способы поведения в семье.

Чтобы помочь ребенку усвоить эти нормы, сделать их общественно ценными используются такие методы и приемы формирования нравственных представлений и умений, как этические беседы, объяснение и разъяснение сути нравственных понятий, о том какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы, обсуждение с ребенком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, убеждение, личный пример.

Театрализованная деятельность своим игровым началом постоянно влечет к себе ребенка, он еще не умеет читать, не понимает по существу ни живописи, ни музыки, но уже играет, создает мир своим магическим «как будто». Играя, ребенок стремится найти сюжет, то есть выбрать одно из явлений окружающей жизни, вообразить себе, что именно он хочет передать. Он распределяет роли, выбирает игрушки, учитывая своеобразие их внешнего облика. Дети стремятся играть выразительно, меняя интонации голоса, движения, переодеваясь в разные костюмы. Ведь театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Театр не случайно обладает репутацией самого демократичного, самого доступного вида искусства. Он, как центр притяжения, стягивает все виды искусства в одно целое, предоставляя им место для встречи.

Театрализованная деятельность носит формирующий характер, она на основе разнообразных видов творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое формирует нравственные представления дошкольников.

Театрализованная деятельность может развиваться в определенных педагогических условиях:

1. знакомство детей с произведениями художественной литературы (беседы по содержанию литературных произведений;

2. сочинение сказок с детьми;

3. беседы о любимых сказках и их героях;

4. рассказ детьми произведений по ролям;

5. заучивание стихотворений;

6. беседы о способах выразительности;

7. работа над этюдами;

8. подготовка текста к организации театрализованной деятельности детьми и руководство театрализованной деятельностью воспитателем.

Театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста связана с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру и его доступность детскому восприятию, можно отметить его значимость в формировании нравственных представлений. Так, например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает : в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Такие сказки как «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших. А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Таким образом, театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом для формирования нравственных представлений дошкольников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду : игры, упражнения, сценарии. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 213 с.

2. Богданова О. С., Катаева Л. И. О нравственном воспитании детей. – М. : Просвещение, 2013. – 213 с.

3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М., 2011.

4. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. – М. : Айрис-Пресс, 2011. – 204 с.

5. Иванова Е. Л. Особенности нравственного развития детей дошкольного возраста в условиях современной социокультурной ситуации // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 20-23.

6. Кадырова Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 762 – 766.

7. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей : учебное пособие для СПО / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. — 108 с.

8. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5–7 лет. — М. : Детство-Пресс, 2010. — 96 с.

9. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений - 5-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.

10. Ферапонтова О. И., Емашева Е. А. Театрализованная деятельность как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 106-109.

11. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности – М. : Просвещение, 2001. – 127 с.

Комплекс занятий по формированию нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Тема занятия Цель занятия Содержание занятия Планируемые результаты Методическое обеспечение

«Лиса и кувшин» формирование представлений о жадности и глупости Чтение сказки «Лиса и кувшин»;

Беседа о прочитанном;

Пересказ сказки;

Театрализованная постановка сказки (кукольный театр) Дети могут объяснить, что такое жадность и глупость;

Умеют определять хороший или плохой поступок совершила лиса. Русская народная сказка «Лиса и кувшин» обработка О. Капица [6]

«Заяц-хвастун» формирование представлений о хвастовстве и скромности, храбрости и трусости Чтение сказки «Заяц-хвастун»

Беседа о прочитанном

Пересказ сказки

Театрализованная постановка сказки (игра-драматизация) Дети могут оценить поведение зайца

Имеют представление о хвастовстве, скромности, храбрости и трусости Русская народная сказка «Заяц-хвастун» обработка О. Капица [6]

«Пузырь, соломинка и лапоть» формирование нравственных представлений о дружбе и взаимопомощи Чтение сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Беседа о прочитанном

Пересказ сказки

Театрализованная постановка сказки (игра-драматизация) Дети могут оценить поведение пузыря и соломинки

Имеют представление о дружбе и взаимопомощи Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» [6]

«Мужик и медведь» формирование представлений умный – глупый Чтение сказки «Мужик и медведь»

Беседа о прочитанном;

Пересказ сказки

Театрализованная постановка сказки (сюжетно-ролевая игра с элементами импровизации) Дети могут объяснить поступок мужика, оценить его в русле нравственности

Знают, что такое глупость, характеризуют поведение медведя Русская народная сказка «Мужик и медведь» [6]

«Смоляной бычок» формирование нравственных представлений доброте, взаимопомощи, сочувствии Чтение сказки «Смоляной бычок»

Беседа о прочитанном;

Пересказ сказки

Театрализованная постановка сказки (игра-драматизация) Дети могут оценить поступок деда в русле нравственности

Знают, что такое доброта, взаимопомощь, сочувствие Русская народная сказка «Смоляной бычок» [6]

«Гуси-лебеди» формирование представлений о хороших и плохих поступках, взаимопомощи Чтение сказки «Гуси-лебеди»;

Беседа о прочитанном;

Пересказ сказки

Театрализованная постановка рассказа (кукольный театр) Дети могут выделить хорошие и плохие поступки в сказке

Умеют привести пример взаимопомощи из сказки Русская народная сказка «Гуси-лебеди» [6]

«Каша из топора» формирование представлений о жадности и глупости, смекалке и хитрости Чтение сказки «Каша из топора»

Беседа о прочитанном;

Пересказ сказки

Театрализованная постановка сказки (кукольный театр) Дети могут выделить жадность и глупость в сказке

Умеют объяснить значение слов смекалка и хитрость

Русская народная сказка «Каша из топора» [6]

«Коза-дереза» формирование представлений о дружелюбии, умений взаимодействовать со сверстниками Чтение сказки «Коза-дереза»

Беседа о прочитанном;

Пересказ сказки

Театрализованная постановка сказки (кукольный театр) Дети могут охарактеризовать главных героев со стороны нравственности

умеют сопоставлять свои поступки из жизни с поступками героев Русская народная сказка «Коза-дереза»

«Бобовое зернышко» формирование представлений о взаимовыручке, взаимопомощи, дружбе Чтение сказки «Бобовое зернышко»

Беседа о прочитанном;

Пересказ сказки

Театрализованная постановка сказки (кукольный театр) Дети могут рассказать о прочитанном, выделить главный смысл со стороны нравственности

Знают смысл слов дружба, взаимопомощь, взаимовыручка Русская народная сказка «Бобовое зернышко»

«Как мужик гусей делил» Формировать представлений о мудрости, глупости Чтение сказки «Как мужик гусей делил»

Беседа о прочитанном;

Пересказ сказки

Театрализованная постановка сказки (кукольный театр) Дети могут описать главного героя со стороны нравственности

Могут объяснить поступок главного героя

Знают смысл слов мудрость, глупость

Русская народная сказка «Как мужик гусей делил»

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для родителей «Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Сенсорное развитие - это формирование у ребенка новых не существующих ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений,.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Опубликовано: 25 мая 2021 в 19:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Касьяненко (УИ 528950) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД