Вашнёва Валентина Ивановна
Статья «Формирование компетенций социальных педагогов, обеспечивающих защиту прав детей в системе вузовской подготовки»
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЗАЩИТУ ПРАВ ДЕТЕЙ, В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
В. И. Вашнёва
(БГПУ имени Максима Танка, Беларусь)
Формировать в социуме гуманное отношение к детям, нивелировать проявление различных социальных патологий детства, охранять права детей, способствовать воспитанию человека, который ощущает себя индивидуальностью, членом общества призваны такие специалисты как социальные педагоги.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Темочки
Учреждения образования, как институт социализации, должно обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, создавать наилучшие условия для сохранения их физического, психического и нравственного здоровья, обеспечивать условия для реализации права каждого ребенка на жизнь и воспитание в семье, всестороннее развитие, защиту от насилия, сохранение здоровья, получение образования и социальную защиту.
Социальная и педагогическая защита учащихся, взаимодействие с социальными институтами занимает особое место в работе социального педагога. Эта деятельность подразумевает знание законов и документов, регулирующих права ребёнка в нашей стране. Профессиональная деятельность социального педагога по защите прав и законных интересов учащихся предусматривает реализацию следующих направлений деятельности в учреждении образования:
выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве;
выявление учащихся, подвергшихся агрессии, насилию со стороны взрослых и сверстников и оказание им помощи;
целевая социальная защита. Оказание помощи детям и подросткам, молодёжи, семьям, организациям, работающим с детьми, в решении конкретных задач по защите детей в сложных жизненных ситуациях (социально опасное положение, конфликты, одиночество, насилие, алкоголизм, наркомания, последствия аварии на ЧАЭС и др.);
защита прав и интересов учащихся, оказавшихся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации в различных инстанциях (педсовет, совет профилактики, КДН, суд, прокуратура и т. д.);
защита процесса формирования личности, направленная на благоприятное течение критических периодов развития;
защита среды формирования и развития личности. Внимание социальных институтов и специалистов должно быть сосредоточено на микроокружении ребёнка, экономических аспектах, социальных и нравственных проблемах конкретного региона и общества в целом;
помощь в обеспечении социальных гарантий (целевая материальная помощь) и др.
Ответственная деятельность социального педагога требует высочайшей профессиональной компетентности в данной области, которая включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности.
Профессиональная компетентность социальных педагогов, представляет собой многогранное явление, она определяется профессиональными базовыми знаниями и умениями, ценностными ориентациями, мотивами деятельности, пониманием себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала (Г. В. Мухаметзянова).
В процессе научно-исследовательской работы, проводимой на кафедре социальной педагогики (2011-2015 гг) акцентировалось внимание на определении структуры и разработке содержания профессиональных компетенций социальных педагогов, представленных совокупностью когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов. Безусловно, и академические, и профессиональные, и социально-личностные компетенции специалистов формируются в процессе профессиональной подготовки специалистов.
«Охрана детства», как специальная учебная дисциплина, исследует охрану детства как общественное явление, как широкую социальную деятельность государства и различных социальных институтов, как целостную социально-педагогическую систему и деятельность.
Эта дисциплина представляет собой своеобразное вхождение в систему профессионального образования, основная задача которого заключается в раскрытии основ профессиональной деятельности по охране детства и формировании у будущих социальных педагогов мотивации для получения знаний, необходимых для эффективной деятельности в области защиты прав и законных интересов учащихся.
Курс «Охрана детства» разработан с учётом требований компетентностного подхода в высшем образовании. В процессе изучения учебной дисциплины «Охрана детства» студенты должны усвоить знания об основных направлениях международного права и приоритетные направления государственной политики в области охраны детства, содержание социально-педагогической деятельности по защите детства, формы и методы работы по защите и охране прав и законных интересов детей.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Охрана детства» определены образовательным стандартом высшего образования. Профессиональная компетентность специалиста, осуществляющего деятельность по защите прав несовершеннолетних в учреждениях образования, предполагает следующие знания:
основных направлений международной и государственной политики Республики Беларусь в области охраны и защиты детства;
роли и функций социального педагога в процессе социальной защиты прав детей;
основ планирования работы с детьми, нуждающимися в государственной защите;
форм оказания помощи детям, оказавшимся в социально опасном положении.
В процессе изучения учебной дисциплины студенты должны уметь:
организовать работу по охране прав ребенка в соответствии с основными направлениями национальной системы защиты детства;
определять цель, задачи и содержание социально-педагогической деятельности по профилактике нарушения прав несовершеннолетних;
разрабатывать и осуществлять социально-педагогическое сопровождение ребенка в трудной жизненной ситуации;
осуществлять планирование социально-педагогической работы по защите прав ребенка;
определять формы и методы работы с детьми, оказавшимися в социально опасном положении.
Профессиональные компетенции, сформированные в ходе изучения учебной дисциплины предполагают владение:
теоретическими знаниями в области охраны детства;
практическими умения системно подходить к решению каждой в отдельности проблемы ребёнка, прогнозировать результаты социально-педагогической деятельности в области охраны детства;
педагогическим мышлением, способностью оценивать проблемы жизнедеятельности детей в мире, государстве, конкретном микросоциуме, анализировать их, предлагать конкретные пути решения;
социально-педагогическими технологиями профилактики, реабилитации и социально-педагогической помощи детям, оказавшимся в неблагополучной жизненной ситуации;
педагогической культурой, знаниями профессионально-этического кодекса.
Семинары по учебной дисциплине «Охрана детства» имеют практико-ориентированный характер, это не только эффективная форма закрепления полученных по изучаемой теме знаний, а также они нацелены на развитие профессионального самосознания студентов, творческого потенциала личности, развитие профессиональной компетентности будущих социальных педагогов.
Переход от информационного к активному обучению с включением элементов проблемности, игровых технологий, научного поиска дает возможность более эффективного решения образовательных задач, позволяет активизировать познавательную деятельность студентов и перевести студента из объектной в субъектную позицию. Основными методами (технологиями) обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, а также эффективно обеспечивающими формирование профессиональных компетенций студентов в области защиты прав детей являются активные методы и формы обучения.
Проблемное обучение на основе кейс-метода, обучение в контексте моделируемой ситуации, воспроизводящей реальные условия научной, профессиональной, общественной деятельности, призвано стимулировать поисковую самостоятельную деятельность студентов. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные пути решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Данная технология призвана стимулировать поисковую самостоятельную деятельность студентов, выработку алгоритма социально-педагогического взаимодействия социальных педагогов со взрослыми и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. На семинарских занятиях при разрешении проблемных ситуаций целесообразно использовать методы анализа ситуаций, принятия нестандартных решений, мозгового штурма, что будет также способствовать развитию у социальных педагогов коммуникативных умений, мобильности и толерантности.
Информационно-методическим обеспечением для формирования у студентов профессиональных компетенций в области охраны детства является разработанный и внедрённый в образовательный процесс учебно-методический комплекс (УМК, содержание которого имеет прикладной характер. Представленные в УМК материалы предполагают не только формирование у студентов теоретического понимания и осознания важнейших категорий охраны детства, но и формирование у будущих специалистов мотивации на выбранную профессию. Разработанные задания и контрольные мероприятия для семинарских занятий и управляемой самостоятельной работы студентов, предполагают формирование специальных умений по поиску и использованию нормативной, правовой, справочной и специальной литературы, других источников информации для углубленного изучения учебной дисциплины.
Таким образом, формирование компетенций социальных педагогов по защите прав детей, является важнейшей задачей профессиональной подготовки специалистов социально-педагогической сферы. Данная компетентность будет обеспечивать эффективность профессиональной социально-педагогической деятельности по защите прав и законных интересов учащихся.