Галина Витальевна Баранова
Формирование грамматических компетенций у детей с ТНР 5–7 лет. Практикум для учителей-логопедов «Учимся говорить, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Трансляция педагогического опыта
Практикум для начинающих учителей-логопедов
«Учимся говорить, играя»
Цель: Познакомить начинающих учителей-логопедов с разнообразными игровыми методами и приёмами по формированию грамматических компетенций у детей с ТНР.
Оборудование: карточки и предметные картинки по количеству присутствующих гостей.
Ход мероприятия
1. Д/игра «Кастрюльки»
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Цель: Учить образовывать относительные прилагательные со значением соотнесённости к продуктам питания. Упражнять в употреблении предлога ИЗ.
- Мама сварила суп из грибов. Это грибной суп.
Суп из рыбы – рыбный
Суп из фасоли – фасолевый
Суп из курицы – куриный
Суп из мяса – мясной
Суп из овощей – овощной
Суп из гороха – гороховый
Суп из вермишели – вермишелевый Компот из малины - малиновый
Компот из вишни – вишнёвый
Компот из фруктов – фруктовый
Компот из слив – сливовый
Компот из ананасов – ананасовый
Компот из груши – грушевый
Компот из лимонов – лимонный.
2. Упр. «Кому что нужно?»
Цель: Упражнять в употреблении в речи категории Дат. падежа существительных в ед. числе. Учить составлению сложного предложения с союзом А.
Указка нужна учителю, а метла нужна дворнику.
Ножницы нужны парикмахеру, а рубанок нужен плотнику.
Удочка нужна рыболову, а кастрюля нужна повару.
Игла нужна портному, а шприц нужен медсестре.
Лейка нужна садоводу, а весы нужны продавцу.
Жезл нужен регулировщику, а фотоаппарат нужен фотографу.
3. Упр. «Кто чем пользуется?»
Цель: Упражнять в употреблении в речи существительных ед. числа в Тв. и Вин. падежах.
Бабочку ловим сачком, а картину пишем кистью.
Гвоздь забиваем молотком, а дрова рубим топором.
Руки моем мылом, а вытираем полотенцем.
Картину рисуем карандашом, а хлеб режем ножом.
Доску распиливаем пилой, а рыбу ловим удочкой.
Обувь чистим щёткой, а траву косим косой.
Суп едим ложкой, а яму копаем лопатой.
4. Упр. «Кто, чем управляет?»
Цель: Закрепить умение образовывать и употреблять во фразе существительные ед. числа Тв. падежа.
Паромщик управляет паромом, а вагоновожатый управляет трамваем.
Водитель управляет автомобилем, а шофёр управляет грузовиком.
Машинист управляет электричкой, а подводник управляет подводной лодкой.
Мотоциклист управляет мотоциклом, а велосипедист управляет велосипедом.
Шкипер управляет яхтой, а лодочник управляет лодкой.
Пилот управляет самолётом, капитан управляет кораблём.
5. Упр. «Назови ласково»
Цель: Закрепить согласование имени прилагательного с именем существительным в уменьшительно-ласкательной форме.
Стол круглый, а столик кругленький.
Дом низкий, а домик низенький.
Лента длинная, а ленточка длинненькая.
Сумка модная, а сумочка модненькая.
Кровать мягкая, а кроватка мягонькая.
Кукла новая, а куколка новенькая.
Рябина тонкая, а рябинка тоненькая.
Ягода сладкая, а ягодка сладенькая.
Конфета вкусная, а конфетка вкусненькая.
Юбка красивая, а юбочка красивенькая.
Зеркало чистое, а зеркальце чистенькое.
Одеяло тёплое, а одеяльце тёпленькое.
Перо лёгкое, а пёрышко лёгонькое.
6. «Меньше-больше»
Цель: Учить образовывать и употреблять во фразе сравнительную степень прилагательных.
- Закончи предложение.
Верблюд высокий, а жираф ещё выше.
Куст низкий, а камыш ещё ниже.
Бегемот большой, а слон ещё больше.
Клубника маленькая, а земляника ещё меньше.
Спица тонкая, а игла ещё тоньше.
Папа молодой, а сын ещё моложе.
Луна далеко, а звезда ещё дальше.
Сахар сладкий, а мёд ещё слаще.
Шерсть мягкая, а пух ещё мягче.
7. Упр. «Что не успело полинять?»
Цель: Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные и согласовывать их с им. сущ-м в роде и числе.
Не успело полинять беличье ухо, беличьи лапы, беличий хвост, беличьи уши, беличья спинка, беличья голова.
Не успели полинять, заячьи уши, заячьи лапы, заячья морда, заячья голова, заячий хвост, заячье ухо.
8. Упр. «Что забыл нарисовать художник?»
Цель: Практическое употребление предлога БЕЗ в предложении сл/подчинённой структуры.
(Логопед раздаёт картинки диких животных с недорисованной частью тела).
- Посмотрите внимательно на свою картинку. Что необычного в ваших картинках? Какую часть тела животному забыл нарисовать художник? Дорисуйте её и скажите, что вы дорисовали животному и почему?
- Я дорисовала лисе лапу потому, что она была без лапы.
- Я дорисовала медведю когти потому, что он был без когтей.
- Я дорисовала белке хвост потому, что она была без хвоста.
- Я дорисовала волку пасть потому, что он был без пасти.
- Я дорисовала сороке клюв потому, что она была без клюва.
- Я дорисовала сове глаза потому, что она была без глаз.
- Я дорисовала лосю рог потому, что он был без рога.
- Я дорисовала зайцу уши потому, что он был без ушей.
- Я дорисовала мышке хвост потому, что она была без хвоста.
- Я дорисовала ёжику мордочку потому, что он был без мордочки.
- Я дорисовала бобру хвост потому, что он был без хвоста.
- Я дорисовала рыси ухо потому, что она была без уха.
- Я дорисовала глухарю крыло потому, что он был без крыла.
- Я дорисовала кабану пятачок потому, что он был без пятачка.
9. Упр. «Незнайкины ошибки»
Цель: Упражнять в составлении предложений по модели субъект+предикат+локатив с использованием схемы предлога и карточки с двумя опорными картинками.
Дрессировщик стоит между тигром и львом.
Луна светит над головой.
Малыш спит под одеялом.
Щенок перепрыгнул через бревно. Мяч закатился за забор.
Зайка сидит под кустом.
Девочка прошла по мостику.
Солнышко выглянуло из-за тучки.
10. Упр. «Придумай длинное предложение»
Цель: Учить распространять простое предложение с опорой на сюжетную картинку и заданную схему. Упражнять в согласовании слов в предложении.
- Составьте предложение по схеме. Добавьте в предложение ещё одно слово.
Бабушка вяжет.
Бабушка вяжет шарф.
Бабушка вяжет шерстяной шарф.
Бабушка быстро вяжет шерстяной шарф.
Бабушка быстро вяжет внучке шерстяной шарф.
Бабушка быстро вяжет внучке шерстяной полосатый шарф. Ит. д.
11. Упр. «Действительные причастия»
Цель: Упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени от глаголов. Автоматизация звука Щ.
- Волк, который воет – воющий волк.
Малыш чихает – он чихающий
Человек зевает – он зевающий
Зайчик скачет – он скачущий
Пловец плывёт – он плывущий
Мальчик спит – он спящий
Ученица пишет – она пишущая
Девочка рисует - она рисующая
Девочка плачет – она плачущая
Лиса спит – она спящая
Девочка танцует - она танцующая
Девочка прыгает – она прыгающая
Бабочка порхает – она порхающая
Птица летит – она летящая
Курица клюёт – она клюющая
Пианистка играет – она играющая
Певица поёт – она поющая.