Владлена Скачкова
Статья «Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок, стихов, рассматривание картинок»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок, стихов, рассматривание картинок»
Скачкова Владлена Александровна, воспитатель Структурное подразделение «Детский сад «Сказка» ГБОУ ООШ №11 г. о. Новокуйбышевск
Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок, стихов, рассматривание картинок наиболее существенное значение имеет развитие речи и мышления.
Конкретными задачами в этом возрасте являются :
Публикация «Статья „Формирование у детей раннего возраста восприятия смысла сказок, стихов, рассматривание картинок“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
1. дальнейшее развитие понимания назначений предметов, действий, качеств, целых предложений и небольших рассказов;
2. развитие наглядно-действенного мышления, развитие обобщения предметов и действий; развитие ориентировочно-познавательной деятельности
3. дальнейшее развитие подражания сначала отдельных слов, а затем и предложений:
4. обогащение активного словаря и формирование в речевом общении;
5. формирования у ребенка внимания слушать речь взрослого, выполнять словесные поручения, отвечать на вопросы воспитателя;
6. расширение ориентировки в окружающем (формировать у детей умение различать и называть окружающие предметы и их основные свойства - цвет, величину, форму, некоторых животных, их отличительные признаки, овощи, различать понятия «мальчик», «девочка», «бабушка», «дедушка» и др.)
Для развития понимания речи, разговаривая с ребенком, нужно устанавливать непосредственную связь слова с предметом или действием. При кормлении следует говорить о еде, при одевании называть части тела, одежды и т. п.
На протяжении второго года с детьми в основном следует говорить о том, что они непосредственно в данный момент воспринимают. После 1 года 6 месяцев можно и нужно говорить о том, что ребенок видел на прогулке. Употреблять слова необходимо в разных связях и сочетаниях: «Кошка спит, и девочка тоже спит», Это обогащает смысловое содержание слов. Помогает сравнивать и обогащать.
Нужно не столько развивать понимание, но и обязательно учить ребенка говорить.
Для развития активной речи у ребенка необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым словам, простым предложениям. Надо формировать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого в течение трех месяцев следует стимулировать лепет ребенка, устанавливая с ним перекличку звуками, вызывать подражание легким звукосочетаниям («топ-топ», «куп-куп») и подговаривание («шу-у, полетели, да-да», формировать умение по просьбе взрослого повторять и отвечать «дождик кап-кап, «как часики тикают?» если ребенок молчит, то дать образец ответа: «скажи: тик-так!». Для того чтобы вызвать у ребенка подражание слов, можно называть ему облегченные слова: «биби» - машина, «куп-куп» - купаться, «ав-ав» - собачка и тд., но такие слова нужно произносить всегда в сопровождении правильных ( например: «Ляля спит-бай-бай». Как только ребенок начинает подражать облегченным словам (примерно с 1 года 3-4 месяцев, в общении с ним надо перейти к обычной правильной речи.
К ребенку более старшего возраста нужно обращаться с различными словесными поручениями, давая образец для подражания; «пойди, позови Дашу. Скажи: Сережи, иди гулять!».
Часто речевое общение взрослого с ребенком по разнообразным поводам вызывает у него потребность обращаться к взрослому по аналогичным поводам. Любое обращение ребенка должно быть не просто удовлетворено, но обязательно выражено словами и использовано для формирования активной речи. В этом возрасте более эффективной является индивидуально обращенная речь взрослого, рассчитанная на уровень развития ребенка.
Занятия по развитию речи
Для развития речи и расширения ориентировки в окружающем с детьми второго года провожу следующие занятия:
1. показ предметов с названием их;
2. организованное наблюдение за животными, рассматривание предметов повседневной обстановки;
3. показ действий с игрушками;
4. показ картинок, изображающих отдельные предметы, а затем и действия;
5. рассказывание коротких стихов для слушания и подражания типа «гуси-гуси!» Га-га-га. Есть хотите? Да! Да! Да!
6. положительное значение тикают и такие игры, как «послушай и скажи, как лает собачка, тикают часики, плачет Ляля», игра – поручений («принеси», «найди», «унеси, поставь туда-то», занятия по развитию подражания речи др.
При проведении занятий большую роль играет эмоциональная выразительность голоса воспитателя. Я стараюсь общаться с детьми взглядом, улыбкой, разделяя их радость, часто обращаюсь, называя их детей по имени. Слежу за поведением детей и еще раз повторяю то, что очень нравится детям или то, что они не поняли.
Показывая игрушки, часто вынимаю из мешочка, и расставляю перед ними на столе. Для занятий подбираю игрушки, сходные которыми дети играют, но имеющие другой внешний вид. Игрушки и картинки подбираю такие, которые наиболее радуют детей (кукла, машина, зайка, петушок, собачка и т. п.)
Для первых занятий игрушки и особенно картинки должны резко различаться по внешнему виду и звучанию их названий. Так, ребенку легче различать по названию и виду, например собачка («ав-ав») и куколку («Ляля») и трудно разобрать такие близкие по звучанию слова, как «баба» (матрешка) и «га-га» (гусь, или отличить петушка от курочки. Число предметов или картинок, показываемых на одном занятии, постепенно, по мере различения их детьми, увеличивается до 10.
Продолжая увеличивать число понимаемых слов и упражнения в умении слушать и смотреть, перехожу к новым задачам: формирую у детей умение узнавать предметы, а также их изображения независимо от внешнего вида (размер, окраска и другие признаки, развиваю обобщение и вызываю подражание звукам и легким простым словам, называть знакомые предметы «Скажи, кто (или что) это? Как кричит?», т. е. развиваю активную речь ребенка.
После нескольких показов тех или других предметов привлекаю внимание детей к различным действиям с ними. В конце показа разрешаю детям тут же за столом поиграть этими игрушками. Во время указанных действий разговариваю с каждым ребенком, спрашивая, что он принес или вынул из мешочка, как лает собачка, как кудахчет курочка, предлагая повторить: «скажи: ко-ко».
Формируя у детей умение, слушать, надо приучать их сидеть спокойно. С этой целью разговор с детьми следует перемежать с коротким слушанием: «А теперь, дети, послушайте, что я вам скажу».
Во втором полугодии 2-го года содержание и цель указанных занятий усложняются.
Увеличивается количество показываемых объектов и действий, устанавливаются элементарные связи между ними. Детям показывают несложные сюжеты, разыгрываемые с помощью игрушек (например; собачка ушибла лапку, надо ее смазать зеленкой, завязать; Катя пошла, гулять, стала кататься на санках, а собачка за ней бегает, просит покатать). В процессе показа детям предлагаю кого-нибудь позвать или что-нибудь сказать по ходу действия.
Становится возможным пересказ по картинке простых сюжетов («Катя пришла в детский сад», коротких стихов («Игрушки» А. Барто, проведение бесед-рассказов без иллюстрации о том, с чем дети много раз встречались в своей жизни (что они только что видели на прогулке, какие игрушки есть дома). Усложняются занятия с картинками. Например, детям даю парные картинки с изображением одинаковых предметов, но в разных действия (девочка смеется и девочка плачет) или разного размера (собачка большая и маленькая, предлагаю найти соответствующие картинки, сказать, что на них изображено.