Евгения Королева
Методы подготовки будущих педагогов к реализации идей гендерного подхода в образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема взаимоотношения полов имеет глубокий смысл и богатый исторический и
современный опыт ее решения. Новая гендерная парадигма в образовании является и модной тенденцией, и насущной необходимостью современного мира и системы образования.
Представления о том, что воспитание и обучение девочек и мальчиков необходимо ор-
ганизовывать по-разному, сегодня являются актуальной задачей педагогов. Тем не менее в работах отечественных исследователей, таких
Публикация «Методы подготовки будущих педагогов к реализации идей гендерного подхода в образовании» размещена в разделах
как И. С. Кон, А. В. Мудрик и др., обозначено, что школьное образование индифферентно
по отношению к половой принадлежности учеников. Все элементы педагогической си-
стемы – цели, содержание, методология и формы обучения и воспитания – традиционно
«бесполые», в связи с этим утрачивается качество образования и отсутствует реализация личностно ориентированного подхода.
По мнению И. С. Кона, И. С. Клециной, Л. И. Штылевой, гендерная парадигма, а в связи
с этим и гендерный подход в образовании будут реализованы тогда, когда «современ-
ный настоящий или будущий педагог овладеет необходимыми знаниями, умениями,
компетенциями», что, по мнению авторов, должно происходить в системе среднего или
высшего педагогического образования. Идея становления нового педагога, реализующего
заказ общества и государства, обозначена как приоритетная в ряде нормативно-правовых и концептуальных документов – в Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, в Концепции федеральной целевой программы
развития образования, в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
В связи с этим актуализируется проблема формирования готовности к профессиональ-
ному педагогическому образованию, смысл которой заключается в интеграции личности
в систему социально-профессиональных отношений, предполагающую последовательное прохождение и освоение юношами и девушками профессии в рамках подготовки
в профессиональном учебном заведении. В системе подготовки педагогов декларируются
также идеи о формировании индивидуального профессионального стиля педагога-мужчины,
педагога-женщины, о необходимом поиске путей профессионального становления, со-
гласованных с идеями гендерной парадигмы и гендерного подхода. Особое значение
приобретает формирование готовности к реализации гендерного подхода на этапе
профессиональной подготовки в вузе, поскольку именно в этот период обогащаются
мотивационно-ценностные, когнитивные и рефлексивно-деятельностные основы гендерной культуры личности. Кроме того, в федеральном государственом образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) от 2010 года указано, что бакалавр по направлению подготовки "Педагогическое
образование" должен создавать условия для полноценного обучения, воспитания обучаю-
щихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализа-
ции обучающихся; участвовать в создании психологически комфортной и безопасной
образовательной среды в учреждении, что достаточно затруднительно без изучения ре-
ализации гендерного подхода в образовании
на всех его уровнях.
Одним из важнейших условий становления современного демократического общества,
общества с равными правами и обязанностями его граждан – мужчин и женщин, является
гендерное образование.
Л. В. Штылева, занимающаяся разработкой проблемы гендерного образования педагогов,
утверждает, что современные педагогика и образование находятся в самом начале пути
по освоению гендерных идей, гендерного подхода и гендерной концепции. Под гендер-
ных подходом автор понимает такой индивидуальный подход к проявлению ребенком
своей идентичности, который в дальнейшем позволит человеку расширить поведенческий
репертуар, предоставит большую свободу выбора и самореализации.
Зарубежная педагогика имеет достаточный опыт в реализции гендерного подхода к
образованию детей. В отечественной науке изучению гендерного подхода посвящены
труды исследователей разных областей научного знания, выступающие методологической
основой нашего работы. К таким работам следует отнести исследования в области социологии (В. А. Геодакян, А. Здравомыслова, е. Р. Ярская-Смирнова,
е. А. Темкина и др. ,