анна шагалова
Консультация «Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников»
Статья «Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников»
«Нет дерева без корней, дома — без фундамента» народная пословица
Любой народ видит свое продолжение в детях, поэтому духовность — главное средство нравственного, познавательного и эстетического развития ребенка, надо воспитывать с раннего детства. Хорошим подспорьем в этом и является фольклор, который помогает раскрыться ребенку как личности. Именно родная культура должна послужить волшебной дорожкой к душе и сердцу ребенка. Приобщаясь к фольклорному богатству, дети с большим удовольствием знакомятся с яркими народными образами, проявляется вкус и интерес к жизни и искусству предков. Появляется стремление понять и стать ближе к своему народу и его истории. В результате приобщения детей к народному творчеству решается главная задача – формируется детство, наполненное радостью и красотой, положительным эмоциональным фоном.
Публикация «Консультация „Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
В основе содержания данной системы работы является формирование основ фольклора в музыкальной деятельности детей. На основе получаемой информации у воспитанников развиваются активность, интерес к музыке, художественному слову, игре на народных инструментах, возникают личностные предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений. Процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности : восприятие-слушание, пение, музыкально — ритмическая, игра на детских музыкальных инструментах, где каждый из видов деятельности имеет самостоятельное значение. Дети с удовольствием включаются в процесс музыкальной деятельности, на занятиях, фольклорных праздниках, что в дальнейшем послужит твердой основой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, умение выполнять движения со сменой характера музыки, менять ритм, темп приходят во время постановки народных танцев. А еще дети активные участники в расписывании элементов костюмов, изготовлении шумовых инструментов. И как потом приятно детям выступать с концертами зная, что они тоже участвовали в изготовлении народных костюмов. Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы стараемся вместе с воспитателями закреплять разученные игры на прогулке, ведь в большинстве случаев они не требуют музыкального сопровождения. А сколько радости доставляет участие в них младших воспитанников. И тогда дети наперебой рассказывают правила игры и помогают малышам их усвоить. Ни один обрядовый праздник не обходится без игры на музыкальных инструментах. Обучать игре на ложках, свистульках, колокольчиках возможно с самого раннего возраста.
Хочется еще раз подчеркнуть огромное значение народной музыки в воспитании и развитии духовности. Но успех приходит только в результате глубоко продуманной и целенаправленной работы, приобщения детей к народной культуре, к непреходящим общечеловеческим ценностям и является средством формирования у них патриотических чувств.
Литература:
Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. 2006. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Петербург, 1998.
Остроух Г. А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание № 9, 1994.
Полтавская О. М. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников Школьная пресса, 2009.