МААМ-картинки

Фольклор как средство развития речи детей раннего возраста

Ольга Фадеева
Фольклор как средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

О. В Фадеева

МБ ДОУ «ДСОВ №26», МО г. Братск

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Цель: повышение эффективности обучение и развития речи детей раннего возраста.

Задачи:

• Изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу;

Публикация «Фольклор как средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах

• Формирование наглядно - образное мышление и воображение;

Развитие речи.

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского языка означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Одна из центральных задач педагогики раннего детства – изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – радостный, яркий, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений.

Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки.

Детский фольклор – это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую. Роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички обращение к явлениям природы.

Считалки – короткие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Колыбельные - народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет.

Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя как самостоятельного существа.

В свое работе с детьми раннего возраста мы большое внимание уделяем ознакомлению детей с малыми формами фольклора – потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным песенкам.

Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому, мы стараемся подобрать такие потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период используются такие потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

….хороший

….пригожий

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с детьми. Находясь в группе целый день, дети устают, бывают ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать.

Не плачь, не плачь детка

Прискачет к тебе белка.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня, во время умывания (ласковые поговорки, во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

Укладывая детей спать в тихий час, стараемся создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки.

Люли, люли, люли

Прилетели гули…

Используя этот прием укладывания, мы заметили, что дети стали намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне. Также были подобраны потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, приветствуем их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку подрастушечки.

Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем такими потешками как:

Водичка, водичка

Умой мое личико…

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, когда читаешь потешку начинают, есть с удовольствием.

Умница ….

Ешь кашку сладенькую,

Вкусненькую, пушистую,

Мягкую, душистую.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т. е привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки.

Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков. Они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.

Неизменный интерес на играх – занятиях вызывает интерес у детей знакомство с народными обычаями, традициями. Например, в колыбельных песнях часто упоминает кот. Его зовут ночевать, качать колыбель, обещают разные награды за работу: «Кувшин молока…», «кусок пирога…», «белый платочек на шею…». Упоминание кота в песнях связано с бытовыми поверьями: считалось, что кот приносит сон и покой ребенку, существовал даже обычай: прежде ребенка в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал.

Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной используем народные песенки – потешки «Ладушки, Сорока, Идет коза и т. д» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы. Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, мы учим их на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям.

Родовые корни детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Они рождены языческой верой во всемогущие силы природы и призваны употребить магию слова для того, чтобы вызвать благотворное влияние природных стихий или предупредить их губительную силу. Обращая внимание детей на природные явления, мы стараемся, через заклички, познакомить их с могучей силы природы:

А ты радуга – дуга

Ты высока и туга.

Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой.

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются настроения т чувства: радость, тревога, сожаление, нежность.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию.

Литература

1. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. - 2002. -№5. – С. 5 – 8.

2. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2007. - №3. - С. 61 – 68.

3. Бережнова О. В. Фольклорные произведения в воспитательной работе дошкольного учреждения // Образование и общество. 2002. - № 12. – С. 9 – 14.

4. Князева О. Л., Махнева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры. Программа. – СПб. : Детство-Пресс, 2004. – 30 с.

5. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М. : Просвещение, 2002. – 168 с.

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОСМедиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство развития речи детей раннего возраста
Опубликовано: 15 февраля 2020 в 12:40
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклор как средство развития речи детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Фадеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД