Дарья Кравченко
Технологии образования «Буктрейлер как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Буктрейлер как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Booktrailer as a means of speech development for older preschool children
Автор: Кравченко Дарья Юрьевна
Аннотация: Ежедневная практика и наблюдения за воспитанниками в ДОУ показывают, что у детей дошкольного возраста отсутствует интерес к книге, из-за большого количества гаджетов в современном мире.
Темочки:
- Буктрейлер
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Abstract : Daily practice and observations of the pupils at the preschool educational institution show that preschool children have no interest in the book, due to the large number of gadgets in the modern world.
Ключевые слова: интерес к книге, речевое развитие, поликультурная среда.
Keywords : interest in the book, speech development, multicultural environment.
Тематическая рубрика: дошкольное образование.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область, которая направлена на «владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Знакомство с книжной культурой, детской литературой. Образовательная область «Речевое развитие» направлена на знакомство детей с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Задача приобщения к книжной культуре предполагает не только знакомство детей с художественными произведениями и произведениями фольклора, но и формирование у дошкольников представлений о книге как предмете культуры, ее исторической и эстетической ценности. Целью приобщения дошкольников к книжной культуре является воспитание будущего «грамотного читателя», т. е. осознающего ценность художественного произведения, испытывающего удовольствие от процесса чтения и постижения смысла читаемого, свободно ориентирующегося в мире книг. Особое место в приобщении к книге занимают проектные технологии, технология продуктивного чтения-слушания (О. В. Чиндилова, которые позволяют в комплексе решать задачи познавательного и художественно эстетического развития дошкольников, развивать их творческие способности. Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
Ежедневная практика и наблюдения за воспитанниками в ДОУ показывает, что у детей дошкольного возраста отсутствует интерес к книге, из-за большого количества гаджетов в современном мире.
Государственный стандарт дошкольного образования одной из ключевых задач определяет «Формирование общей культуры ребёнка, приобщение к духовно-нравственным и социокультурным ценностям», «Сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала».
Одной из составляющей общей культуры является культура чтения, формирования которой в дошкольном возрасте послужит основой для становления будущего талантливого человека.
Обращение к проблеме повышения интереса детей к художественной литературе обусловлено целым рядом факторов: заметно снижен интерес к чтению у дошкольников, происходит замена книги на более быстрые и доступные средства получения информации — аудиовизуальные, исчезают традиции семейного чтения, наличие различных гаджетов. А между тем, период дошкольного детства является наиболее ценным для воспитания любви и интереса к книге, так как наделён таким достоинством как высокая эмоциональная отзывчивость, способность переживать, следить за развитием событий и в нередких случаях развивать воображение, что может привести к творческому развитию ребёнка.
В педагогике существует достаточно средств повышения интереса ребёнка к книге. Задача педагога: найти наиболее подходящее, учитывающее тип восприятия, особенности и интересы конкретных детей. И тут на помощь педагогу приходят информационно-коммуникационные технологии.
Одним из средств, отвечающим этим требованием, выступает буктрейлер-небольшой видеоролик, длительностью до 3 минут, рассказывающий в художественной форме о какой-либо книге. Целью его применения является заинтересовать, привлечь внимание к книге при помощи визуальных средств, фильм или мультфильм презентация, или комбинация этих форм. Яркие зрительные и звуковые образы, быстрота смены картинки, краткость, интрига.
В современном образовании буктрейлер достаточно широко используется в библиотечной среде, а также в школьном обучении как инновационный метод повышения интереса к литературе, к книге. В практике дошкольного образования вопрос применения буктрейлера, остается не изученным, отсутствует технология работы с детьми дошкольного возраста.
Всё это привело меня к разработке технологии использования буктрейлера, где он выступает мотивацией развития интереса к книге как средства формирования речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях поликультурной среды ДОУ.
Мною были выделены основные этапы реализации технологии :
Подготовительный этап реализации технологии включал эпизодическую демонстрацию буктрейлеров в режимных моментах, иными словами, перед восприятием литературного произведения детям предлагалось просмотреть буктрейлер по данному произведению. После просмотра я организовывала беседу с детьми, которая позволяла уточнить первоначальные представления, и нацелена на дальнейшее восприятие. Далее осуществлялось непосредственное восприятие литературного произведения слушание и в конце мною предлагалось выбрать любой вид творчества, что бы продолжить или закрепить восприятие. В результате первого этапа был проведен мониторинг, для которого мною были разработаны вопросы:
Как называлось произведение?
Как вы бы назвали этот рассказ?
Почему так произошло?
А как бы вы поступили?
Что случилось с героями?
А что могло случиться с героями в дальнейшем?
Обращаю внимание, что после традиционных форм знакомства с произведениями, дети затруднялись ответить даже на простые вопросы, не говоря уже о проявлении воображения, креативности и творчества.
В продолжение основной этап предусматривал включение буктрейлера в непосредственно образовательную деятельность. Для этого, подбирались знакомые произведения, менее яркого характера, а так же произведения для длительного чтения «Синичкин календарь» (закрепление времён года, «Что за зверь такой» (домашние животные) и т. д., в основном в этом виде деятельности я использовала буктрейлер, как яркий мотивационный компонент, конечно с учетом программного содержания.
Создавались альбомы такие как, наши любимые герои, наши любимые сюжеты, дети создавали свои необычные концовки произведений, организовывались драматизации по мотивам произведения.
Постепенно дети начали проявлять интерес к буктрейлеру, стали задавать вопросы о том, как создается буктрейлер, поэтому детям было предложено стать создателями. Эта работа заключалась в выборе ими произведения, сбору иллюстраций, либо рисовать свои рисунки с помощью родителей перед нами была намечена цель создание буктрейлера «Кто сказал «Мяу»?», что послужило переходом на четвертый этап –это сотрудничество с родителями. В первую очередь данный вопрос был рассмотрен на тематическом родительском собрании, посвященном проблеме снижения интереса к книге.
Познакомив родителей с ИКТ средством-буктрейлер, был организован мастер класс по созданию буктрейлеров, были изготовлены буклеты с подробной информацией, в итоге было предложено совместно с детьми создать буктрейлер по выбору ребёнка.
На данный момент знакомство с технологией и способами её применения были ознакомлены педагоги дошкольного учреждения, им так же был представлен мастер класс по созданию, проведены индивидуальные консультации, размещена информация на личном сайте с помощью этого педагоги стали применять эту технологию в своей работе, где уже отмечены так же значительные результаты.
Для положительного результата применения новой инновационной технологии Буктрейлер, мною был разработан план по внедрению этой технологии в работу дошкольного учреждения, для работы с детьми изготовлены все атрибуты для дальнейшего проявления творчества: все виды театра, настольные игры, оборудована творческая зона.
Практическая реализация технологии позволила определить оптимальные условия её функционирования-в первую очередь, это наличие соответствующих условий, соблюдение этапов реализации технологии и непременно – ориентация на активность ребёнка.
Заключительный этап.
Эффективность буктрейлера как средства приобщения детей к книге дошкольного возраста, через повышения интереса к художественной литературе доказана опытно-экспериментальным путём.
Произошёл качественный рост показателей уровня интереса к художественной литературе, что приводит к проявлению творческих способностей детей дошкольного возраста.
Результаты внедрения.
Разработанные по итогам апробации методические рекомендации: вопросы для выявления качественности внедрения технологи; алгоритм применения ДОУ; создание различных продуктов для проявления интереса к книге.
Являются дополнением к технологии и дают возможность грамотно организовать систему работы, продумать содержание, адаптируя его под конкретную группу.
Практической значимостью является, что буктрейлер как новая форма работы с дошкольниками, является достаточно эффективной, развивается интерес к книге, что способствует речевому развитию ребёнка дошкольного возраста.