Елизавета Аитова
«Профессия «Космонавт». Конспект занятия в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизирование и расширение представлений детей о космосе, о профессии космонавт.
Задачи:
• Закрепить знания детей об истории развития космонавтики, её основоположниках и первых космонавтах.
• Способствовать закреплению полученных знаний, расширять кругозор детей
• Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы, патриотизма.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я предлагаю сегодня познакомиться с очень интересной и загадочной профессией. А какая профессия, вы отгадаете сами:
Он и летчик, и пилот,
Но ведет не самолет,
А огромную ракету,
Угадайте, кто же это? (КОСМОНАФТ)
Воспитатель: Правильно. А какими качествами должен обладать космонавт?
Детей: он должен быть сильным, выносливым, тренированным, смелым, храбрым, бесстрашным, умным, у космонавта должно быть крепкое здоровье.
Воспитатель: А зачем космонавты летают в космос?
Детей: чтобы изучать звезды, планеты, поверхность нашей земли и других планет, проводят научные эксперименты, они уточняют прогноз погоды.
Воспитатель: Да, люди всегда мечтали летать как птицы, чтобы увидеть загадочный мир звезд и планет и они смогли покорить воздушное пространство Земли, построили мощную машину:
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая…
Детей: Ракета.
Воспитатель: Правильно. А сейчас я приглашаю самых смелых, умных и любознательных в увлекательное и познавательное путешествие на нашей ракете
Ребята, назовите, кто придумал и изобрел первую ракету? (Слайд 2 - с портретами)
Дети: Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королёв
Воспитатель: Скажите, а кто самый первый полетел в космос?
Детей: животные
Воспитатель: Правильно, первыми в космосе побывали животные. Учёные хотели знать, с чем придётся столкнуться человеку в космическом полёте. Поэтому сначала решили отправить в космическую неизвестность различных животных. Первыми «космонавтами» - разведчиками стали собаки, кролики, насекомые и даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шерстке появились белые волоски. Они поседели от солнечных лучей, но мышка вернулась, живой.
Кого ещё из животных космонавтов вы знаете?
Дети: собаки Белка и Стрелка
Воспитатель: Сначала в космос полетели две собаки: Белка и Стрелка. Только после того, как они вернулись, целы и невредимы, в космос полетел человек. (картинки Белки и Стрелки)
Воспитатель: После собак, свой первый полет в космос на ракете совершил человек. Вся страна следила за его полетом, все волновались. Вспомните, кто же был первым?
Детей: это Юрий Алексеевич Гагарин.
Воспитатель: Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года на корабле «Восток» он облетел вокруг Земли один раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым, и учёные решили, что человек может жить и работать в космосе.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как это было? (видео с запуском Ю. А. Гагарина в космос)
Воспитатель: Как вы думаете, жизнь в космосе отличается от жизни на Земле?
Детей: да, отличается. В космосе нет воздуха, там невесомость.
Воспитатель: Поэтому в космос космонавт отправляется в специальной одежде. В чем? (картинка космонавта в спец одежде)
Детей: в скафандре, в шлеме
Воспитатель: Что произойдет с космонавтом, если у него не будет такой одежды?
Детей: Без скафандра космонавт либо сгорит в палящих лучах солнца, либо замёрзнет.
Воспитатель: Вспомните, космонавта, который первым вышел в открытый космос?
Детей: Алексей Леонов
Воспитатель: сейчас вы это увидите и услышите от самого космонавта. (-Видео с А. Леоновым- выход в открытый космос)
Воспитатель: В полете космонавты продолжают тренировать свое тело, приспосабливая свой организм к сложным условиям жизни в космосе.
И я вас тоже приглашаю на веселую разминку:
Физкультминутка
На ракете мы летим,
В невесомости парим.
Смотрим все в иллюминатор,
Ищем для посадки кратер.
Вдруг пошёл метеоритный
Дождь космический магнитный.
Мы на кнопку нажимаем
И ракету опускаем.
Повреждений вроде нету,
Мы выходим на планету!
Воспитатель: А теперь мы продолжаем наш полет и будем рассматривать и говорить о планетах. (Дети показывают планеты)
А сколько планет в солнечной системе?
Детей: в солнечной системе 8 планет
Воспитатель: Какая планета самая горячая? И самая маленькая?
Детей: Меркурий
Воспитатель: А какая самая большая?
Детей: Юпитер
Воспитатель: Какую планету называют красной и расскажите почему?
Детей: Марс, потому что она покрыта красным песком.
Воспитатель: Есть ещё голубая планета. Что вы знаете о ней?
Детей: это наша Земля. На Земле есть жизнь.
Воспитатель: Самую холодную планету называют «синей», что это за планета?
Детей: Это Нептун. На ней дуют сильные ветра.
Воспитатель: Назовите планету похожую на нашу, на которой есть 4 времени года?
Детей: это планета Марс.
Воспитатель: У какой планеты есть кольца, состоящие из песка, камней и льда?
Детей: у планеты Сатурн.
Воспитатель: Назовите «лежачую» планету? И почему её так назвали?
Детей: Планета Уран. Потому что она очень медленно вращается вокруг Солнца.
Воспитатель: А какая планета самая яркая на небе?
Детей: Венера.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Возвращаемся в ракету и продолжим путешествие (дети садятся на стулья)
Космонавты в свободное от работы время еще отдыхают: он читают книги, смотрят телевизор, слушают музыку, играют в шахматы. Вот смотрите как они играют (Картинки с отдыхом)
Воспитатель: А как космонавты питаются? (картинки с продуктами питания)
Обычная еда в невесомости будет летать по кораблю и её сложно положить к себе в рот, крошки или жидкость могут попасть на приборы управления и тогда корабль выйдет из строя и космонавты не смогут вернуться на Землю. Поэтому вся пища должна быть удобной к употреблению А сейчас вы увидите пищу, которую едят космонавты в космосе: борщ, мясо с овощами, творог, напитки – всё в тюбиках. (рассматривание питания космонавтов)
Воспитатель: Как вы думаете, профессия космонавт только мужская?
Детей: есть женщины космонавты.
Кого из женщин космонавтов вы знаете? (Слайд 12)
Детей: Первая в мире женщина – космонавт Валентина Владимировна Терешкова, вторая женщина космонавт - Светлана Савицкая.
Воспитатель: Все космонавты награждены званием героя. Мы можем гордиться нашими космонавтами – смелыми, героическими людьми.
На этом наш полет в космос подошел к концу, приготовьтесь к приземлению на планету Земля (Слайд 13 -звучит музыка)
(дети выходят из ракеты)
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие?
Что нового вы узнали о героической профессии космонавт?
На память о нашем путешествии мы создадим свою Солнечную систему, которую мы только что наблюдали в космосе.
(дети приглашаются за столы)
Перед вами изображения планет. Ваша задача в правильном порядке расставить планеты относительно солнцу. Для этого вспомним стихотворение:
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Восьмой - Нептун.
(Дети расставляют планеты на орбиты по порядку, начиная от Меркурия под тихую музыку)
Молодцы ребята, все справились с заданием. В память о нашем путешествии я вам вручу медали «Юному космонавту"