Светлана Насибуллина
Консультация для педагогов «Особенности развития детей с ЗПР различного генеза»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития детей с ЗПР различного генеза
Задержка психического развития :
-Темповое отставание развития психических механизмов, а также незрелость эмоционально-волевой деятельности детей, поддающиеся преодолению с помощью специального обучения.
-Нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные функции отстают в развитии от нормы данного возраста.
Причины :
1. Биологические
2. Социальные
Публикация «Консультация для педагогов „Особенности развития детей с ЗПР различного генеза“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Классификация ЗПР по К. С. Лебединской
1. ЗПР конституционального происхождения (задержка часто обусловлена наследственными факторами).
2. ЗПР соматогенного происхождения (задержка обусловлена влиянием различных тяжёлых соматических состояний).
3. ЗПР психогенного происхождения (связана с неблагоприятными условиями воспитания) :
•недостаточная опека, безнадзорность;
•гиперопека, или воспитание по типу «кумира семьи»;
•развитие личности по невротическому типу.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения (стойкое локальное нарушение созревания мозговых структур).
Речь идет о «гармоническом инфантилизме, при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста».
Приказ Минздрава РФ от 27.05.97 № 170 (МКБ 10)
ЗПР конституционального происхождения (часто обусловлена следственными факторами) :
•яркие, но поверхностные и нестойкие эмоции;
•преобладание игровой мотивации;
•повышенный фон настроения;
•непосредственность.
Трудности обучения в младших классах связаны с преобладанием игровой мотивации над познавательной, незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
«Нередко имеет место и задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности».
Приказ Минздрава РФ от 27.05.97 № 170 (МКБ 10).
ЗПР соматогенного происхождения (обусловлена влиянием различных тяжёлых соматических состояний) :
•операции с наркозом;
•болезни сердца;
•малая подвижность;
•астенические состояния.
ЗПР психогенного происхождения (связана с неблагоприятными условиями воспитания) :
•Недостаточная опека, безнадзорность: не воспитываются формы поведения, связанные с активным торможением аффекта, не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов.
•Гиперопека или воспитание по типу «кумира семьи» : нет самостоятельности, инициативности, ребенок эгоцентричен, не способен к длительному волевому усилию, чрезмерно зависим от взрослых. Развитие личности идёт по принципу психогенного инфантилизма.
•Развитие личности по невротическому типу: интеллектуальная сфера страдает, так как вся деятельности ребёнка подчинена мотиву избегания неудачи.
ЗПР церебрально-органического происхождения (стойкое локальное нарушение созревания мозговых структур) :
•церебральная астения, которая проявляется в повышенной утомляемости;
•снижение работоспособности;
•слабая концентрация внимания;
•снижение памяти.
Познавательная деятельность у детей данного типа ЗПР значительно снижена. Мыслительные операции несовершенны. Знания усваиваются фрагментарно, быстро забываются, в результате чего к концу первого года обучения учащиеся становятся стойко неуспевающими.
Особенности ВПФ детей с ЗПР
Возрастные особенности
Нарушения темпа нервно-психического развития могут быть выявлены уже в раннем возрасте (до 3-х лет). Последствия раннего органического поражения мозга или функциональная незрелость ЦНС обусловливают ряд отклонений, затрудняющих взаимодействие ребенка с окружающей средой, вследствие чего не складывается полноценная база для последующего развития высших психических функций.
1. На первом году жизни показателями нарушения темпа нервно-психического развития могут служить :
•снижение ориентировочной активности и потребности в ориентировочно-исследовательской деятельности. Это проявляется в слабой выраженности ориентировочных реакций, запаздывании зрительного и слухового сосредоточения;
•более позднее появление «комплекса оживления», недостаточная активность в плане эмоционального общения со взрослым;
• специфика доречевого периода: более позднее появление гуления, лепета, первых слов, затруднения в реагировании на жесты, мимику, интонации взрослых; как правило, этапы гуления и лепета растянуты во времени;
•замедленный темп формирования статических (связанных с равновесием) и локомоторных (способность к передвижению) функций; запаздывание в развитии ручной моторики и зрительно-моторной координации.
2. В раннем возрасте (от 1 года до 3-х лет) отклонения в развитии ребенка становятся более очевидными, даже если они не имеют грубого характера.
Прежде всего следует обращать внимание на развитие общей и мелкой моторики, сенсорно-перцептивной деятельности (как ребенок реагирует на предметы, узнает ли их, стремится ли их исследовать, находит ли одинаковые, использует ли их по назначению).
Важный диагностический показатель — коммуникативная активность ребенка, его возможности в плане сотрудничества со взрослым. В этот возрастной период в норме происходит бурное развитие речи.
У проблемного ребенка обнаруживается недоразвитие речи, при этом несформированной оказывается не только активная речь, но затруднено ее понимание.
3. В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляются следующие признаки:
•Отставание в развитии общей и особенно мелкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация, выявляются недостатки психомоторики.
•Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, конструировании; многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются использовать ножницы, затруднено также формирование графомоторных навыков. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.
Внимание:
•Повышенная истощаемость произвольного внимания
•Недостаточная способность концентрации внимания
•Неустойчивость
•Сниженный объем внимания
•Сниженная избирательность
•Сниженное распределение
Восприятие.
У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен:
•снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного);
•затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине.
Эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных, светлых оттенков, пользуется недифференцированным обозначением параметров величины «большой — маленький», а не называет признаки длины, ширины, высоты, толщины.
Память:
•снижен объем памяти и прочность запоминания;
•характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная (словесная) память.
У детей с ЗПР обнаруживаются наибольшие нарушения при владении опосредованным запоминанием.
Наблюдается значительное расхождение между возможностью применить определенный интеллектуальный прием и продуктивностью его использования.
Дети с ЗПР основные трудности испытывают в тех случаях, когда требуется продуктивно использовать интеллектуальный прием.
Мышление.
При ЗПР церебрально-органического происхождения страдают все виды мышления.
•Снижен уровень развития всех основных мыслительных операций
•Не сформирована поисковая мотивация
•Отсутствует ориентировочный этап
•Низкая мыслительная активность
•Стереотипность, шаблонность
Речь:
•Многим присущи дефекты звукопроизношения
•Недостатки фонематического развития
•Дизартрия
•Ограниченный словарный запас
•Редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь
•Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа и на вопросы педагога он отвечает правильно.
Нарушения речи при ЗПР чаще всего носят системный характер и входят в структуру дефекта, поэтому необходим логопед.
На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических конструкций типа «Коля старше Миши», «Береза растет на краю поля», дети плохо понимают содержание рассказа со скрытой моралью, затруднен процесс декодирования текстов, т. е. затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа.
Психологическая структура ЗПР:
•Недостаточная сформированность мотивационно-целевой основы деятельности
•Недостаточная сформированность сферы образов-представлений
•Недоразвитие знаково-символической деятельности
Все названные особенности наиболее ярко проявляются на уровне игровой деятельности. У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.
Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей.
Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.
В отличие от умственно отсталых дошкольников, у которых без специального обучения ролевая игра не формируются, дети с ЗПР находятся на более высоком уровне, так как они переходят на этап сюжетно-ролевой игры. Но в сравнении с нормой уровень ее развития достаточно низкий и требует коррекции.
Незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности.
•Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития.
Старшие дошкольники с ЗПР не готовы к внеситуативно-личностному общению со взрослым, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, они достигают лишь уровня ситуативно-делового общения. Эти факты необходимо учитывать при построении системы педагогической и психологической коррекции.
• Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы: страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
При задержке психического развития затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление:
•Формирование самосознания, самооценки, системы-«Я».
•Ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей (трудности в регуляции поведении и волевой регуляции).
•Ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического развития (т. е. ребенок не достигает «школьной зрелости»).
•Не сформирована мотивационная готовность (в школе привлекает атрибутика, а не учеба).
•Отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности (трудно подчиниться правилам дисциплины, не способен к длительным интеллектуальным усилиям).
•Не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности (не проявляет к заданиям интерес, стремится поскорее закончить непривлекательную для него деятельность, не доводит работу до конца).
Отмечается несформированность общей способности к учению у детей с ЗПР, что лежит в основе снижения обучаемости и определяет проблемы школьного обучения.
Выводы.
Самое главное отличие таких детей – это отсутствие готовности к процессу обучения в школе, незрелость эмоционально-волевой сферы, возникают проблемы с поведением, отношениями в коллективе и с учителями.
При организации свободной деятельности они также испытывают трудности по причине неразвитости творческого начала.
От переизбытка информации возникают головные боли, перегружается нервная система (на фоне чего развивается нервное истощение, рассеянность внимания).
Нехватка внимания отрицательно сказывается и на перцептивной функции, что проявляется в поверхности знаний, их обрывочности.
Темп переработки информации замедляется, поскольку процессы памяти недостаточно продуктивны, объем памяти ограничен.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются :
•активизация познавательной деятельности учащихся;
•развитие всех основных мыслительных операций;
•нормализация учебной деятельности;
•коррекция недостатков эмоционально-личностного развития.
Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят узкие специалисты: логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог. Они работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут динамику развития ребенка.
Этапы психолого-педагогического сопровождения.
•Диагностика. Подготовительная работа – формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, оказание методической помощи специалистам при выявлении детей с ограниченными возможностями здоровья; комплексная диагностика ребенка.
•Консультирование родителей о дальнейшем маршруте обучения, о перспективах.
•Консультирование педагогов. Методическая помощь педагогам, работающим в классах коррекции.
•Коррекционно-развивающая работа. Этап обеспечения коррекции недостатков развития осуществляется узкими специалистами совместно с учителем как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
•Психологическое просвещение. Для создания условий преодоления проблем в развитии учащихся с ЗПР организуются и проводятся семинары, круглые столы и консультации для учителей классов коррекции.
Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР:
•Специальные коррекционные образовательные учреждения 7 вида
•При массовых средних образовательных школах введены коррекционно-развивающие классы (7.2)
•Инклюзия (7.1)
В коррекционной ориентированности образовательный процесс состоит из двух ступеней общего образования:
Первая ступень – начальное общее образование, где средний срок – 4-5 лет.
Вторая ступень – основное общее образование, где средний срок – 5 лет.
Зачисление детей в специальные коррекционные учреждения осуществляется по заключению ПМПК с согласия родителей.
Наполняемость класса – двенадцать человек, что облегчает работу самого педагога, чтобы он мог уделить максимум учебного времени каждому ученику.