Наталья Фролова
Статья «Что такое музыкальность?»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 25».
«Что такое музыкальность?»
(статья)
Подготовила
музыкальный
руководитель
2 квалиф. категории
Фролова Н. Е.
г. Арзамас 2015 год.
Что такое музыкальность?
Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности : слушание музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.
Публикация «Статья „Что такое музыкальность?“» размещена в разделах
Музыкальность, как система музыкальных способностей не только развивается, но и формируется в музыкальной деятельности, в каждом её виде. Однако в некоторых видах музыкальной деятельности те или иные способности развиваются наиболее успешно. Так чувство музыкального ритма лучше всего развивается в музыкальном движении, звуковысотный слух – в пении и игре по слуху на музыкальном инструменте, репродуктивный компонент музыкального мышления - в процессе слушания и анализа музыки, продуктивный компонент музыкального мышления – в процессе импровизации и сочинения музыки.
Музыкальность как многоуровневая система специальных музыкальных способностей, необходимых для восприятия и создания музыкальных художественных образов, развивается в онтогенезе во взаимодействии этих способностей.
Каждая музыкальная способность состоит из компонентов различной сложности и развивается в онтогенезе от простых к всё более сложным составляющим. При этом элементарные компоненты той или иной способности не исчезают с появлением более сложных, а продолжают развиваться. Так, например, тембровый и динамический слух – первые ласточки элементарной системы музыкального слуха, - дав жизнь звуковысотному, а вслед за ним и другим видам музыкального слуха, сами достигают в будущем высочайших уровней развития в сложных видах музыкальной деятельности.
В связи с этим на каждом этапе онтогенеза система музыкальности человека представляет собой качественно особое образование. Его характеристика включает в себя как возрастные, так и индивидуальные показатели развития каждой музыкальной способности.
Подчёркивая необходимость качественного, а не количественного подхода к музыкальности, Б. М. Теплов говорил, что и педагога, и психолога должно интересовать не то, насколько музыкален тот или другой ребёнок, а то, какова его музыкальность. Задачей педагога является гармонизация системы музыкальности каждого ребёнка, «подтягивание» в процессе специально организованных занятий отстающих сторон его музыкальности. Опорой в этом процессе могут служить сильные стороны.
Однако в дошкольном детстве основной задачей музыкального воспитания и образования, как мы уже говорили, является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Если мы сумеем её сформировать, всё остальное станет делом продуктивных музыкальных технологий, помогающих становлению музыкальных способностей ребёнка, возникновению у него потребности в музыке, желанию жить в ней.
Эмоциональную отзывчивость на музыку вслед за Б. М. Тепловым и бльшинством авторов считают центральным образованием структуры музыкальности, её главным показателем, поскольку, как уже было сказано, музыка по своему содержанию представляет собой явление, прежде всего эмоциональное.
Возникновение потребности в музыке – важнейший момент музыкального развития ребёнка. Путь этот ребё нок проходит со взрослыми: педагогами – музыкантами или родителями, которые являются его проводниками в мир музыкальных образов. Для того чтобы деятельность педагога была успешно, требуется многое: любовь к музыке и ребёнку, профессионализм, соответствие поставленных задач возможностям ребёнка и прежде всего уровню развития его музыкальности – иначе ребёнок не сможет воспринимать музыку, понимать, переживать её.
Что же такое музыкальность, и какова её структура?
Вопрос о структуре музыкальности, который Б. М. Теплов считал одним из самых трудных, остаётся дискуссионным до сих пор. Это связано со структурной сложностью самой музыки, и, сложным многоуровневым строением музыкальности. В то же время это один из самых актуальных вопросов теории и практики музыкального воспитания и образования. От его решения во многом зависят успехи музыкальной педагогики, построение диагностик музыкальных способностей и программ музыкального развития.
Б. М. Теплов в своей уникальной монографии «Психология музыкальных способностей» (1947г.) определил музыкальность как качественно своеобразное сочетание специальных музыкальных способностей, необходимых для успешного осуществления музыкальной деятельности.