Елена Левина
Программа духовно-нравственного развития «Что такое хорошо и что такое плохо». Этические беседы для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
1. Научно-практическая новизна и обоснованность (научные, методологические и методические основания программы) – при определении содержания, форм и методов данной Программы основной упор делался на фундаментальные позиции отечественной психологии и педагогики (А. Запорожец, Д. Эльконин, В. Давыдов и др.)
2. Актуальность и перспективность (необходимость программы) – в дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослым, перенимая у него опыт поведения. В связи с вышесказанным очень важно грамотно донести до ребёнка «что хорошо», а «что плохо». Одной из форм передачи такого опыта являются беседы.
Публикация «Программа духовно-нравственного развития „Что такое хорошо и что такое плохо“, Этические беседы для дошкольников» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Культура поведения для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Что такое хорошо, и что такое плохо
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
3. Цель – формирование нравственных качеств личности дошкольника.
4. Задачи: развить в детях умение видеть нравственную сторону того или иного поступка; стимулировать стремление детей думать, высказывать свою точку зрения, доказывать её; научить дошкольников наблюдать, выделять отдельные признаки предметов и явлений, определяя наиболее существенные.
5. Адресат (описание контингента потенциальных участников программы : дети, взрослые, учителя и т. д) – воспитанники подготовительной к школе группы детского сада (дети в возрасте 6-7 лет)
6. Продолжительность курса (сроки и этапы реализации программы) март – май 2015 года.
1 этап – диагностический. Оценка актуального уровня духовно-нравственного развития.
2 этап – реализация программы.
3 этап – итоговая диагностика с целью выявления динамики происходящих изменений.
4 этап – анализ проделанной работы.
7. Периодичность занятий 2-3 раза в неделю.
8. Продолжительность занятий 30-35 минут.
9. Ожидаемые результаты реализации программы. По окончании программы дети овладеют умением видеть нравственную сторону той или иной ситуации; смогут оценивать свои поступки и поступки других людей; смогут в дальнейшем правильно использовать нравственные понятия и их противоположности.
10 Способы, обеспечивающие гарантию прав участников программы.
Гарантия прав участника программы обеспечивается «Правилами работы», которые вырабатываются на первом занятии.
11 Сферы ответственности участников программы и руководителя программы.
Участники несут ответственность за:
– соблюдение правил групповой работы;
– свое поведение.
Ответственность за происходящее возлагается на педагога-психолога в пределах своей компетенции.
Он несет персональную ответственность за:
– жизнь и здоровье несовершеннолетних во время проводимых им занятий, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– адекватность используемых диагностических и развивающих методов, обоснованность рекомендаций;
– применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью подростка, а также за совершение иного аморального проступка.
Ведущий обязан хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, тренинговой работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим.
В ходе занятий ведущий взаимодействует с родителями подростков, посещающих коррекционно-реабилитационные занятия, систематически обменивается информацией с целью отслеживания динамики происходящих изменений с педагогами.
12 Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы :
(требования к специалистам, реализующим программу; перечень учебных и методических материалов необходимых для реализации программы; требования к материально-технической оснащенности учреждения) воспитатель с высшим педагогическим или средне-специальным образованием; наличие в учреждении интерактивной доски; художественная литература (Г. Остер «Зарядка для хвоста», Э. Мошковская «Вежливые сказки», Л. Толстой «Косточка», Хрестоматия для чтения детям 5-7 лет/сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук).
13 Методы и формы работы (лекции, беседы, тренинги, экскурсии; игры, библиотерапия, дискуссии, диспуты, проблемные уроки, кинотерапия, арттерапия и т. д.) : беседы, подвижные игры, чтение художественной литературы, инсценировки, изобразительная деятельность.
14 Диагностические методики: наблюдение за детьми в ходе реализации Программы, проведение с детьми теста-шутки «Вежливый ли я человек?».
15 Список литературы (не старше 5 лет) :
1. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. М., 2012.
2. Гарбуза Л. Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2012 – 5.
3. Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – 2013. - 1.
4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Этические беседы с детьми 4-7 лет» М., 2012
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ Наименование тем всего часов В том числе Форма
занятий, применяемые методы
теоретических практических
1 «Воспитанность и вежливость» 1ч. 30 мин. 1 ч. 30 мин. Беседа, чтение произведения Г. Остера «Зарядка для хвоста», п/игра.
2 «Семья: как дети могут заботиться о взрослых» 1 ч. 30 мин. 1 ч. 30 мин. Беседа, чтение стихотворения Л. Николаенко «Все сделалось грустным», рисование
3 «Урок дружбы: с чего начинается дружба» 1 ч. 30 мин. 1 ч. 30 мин. Беседа, чтение рассказа М. Пляцковского «Урок дружбы», составление рассказа о своем лучшем друге.
4 «Дели хлеб пополам, хоть и голоден ты сам» 1 ч. 30 мин. 30 мин. Чтение рассказа В. Сутеева «Яблоко», беседа, п/игра.
5 «Взаимопомощь. Что такое бескорыстная помощь» 1 ч. 30 мин. 1 ч. 30 мин. Беседа, чтение рассказа В. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла»
6 «Доброжелательность: почему нельзя дразниться?» 1 ч. 30 мин. 1 ч. 30 мин. Беседа, чтение и инсценировка басни С. Михалкова «Зеркало»
7 «Правда-неправда» 1ч. 30 мин. 1ч. 30 мин. Беседа, чтение рассказа Л. Толстого «Косточка», рисование
8 «Тайное всегда становится явным» 1ч. 30 мин. 1ч. 30 мин. Беседа, чтение рассказа В. Драгунского «Тайное всегда становится явным», п/игра
9 «Трудолюбие: без труда не будет и плода» 1ч. 30 мин. 1ч. 30 мин. Беседа, чтение и инсценировка украинской сказки «Колосок»
10 «Бережливость: каждой вещи - своё место» 1 ч. 30 мин. 1ч. 30 мин. Беседа, чтение рассказа Л. Воронковой «Маша-растеряша», ручной труд.