Елена Лиукконен
Особенности обучения грамоте детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Особенности обучения грамоте детей с ОНР»
По определению С. И. Ожегова грамота - это умение человека читать и писать. Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т. е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу - к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности.
Публикация «Особенности обучения грамоте детей с ОНР» размещена в разделах
Ребенок с недостаточностью произношения, обусловленной несформированностью фонематических представлений, этой готовностью не обладает, поэтому для детей с отставанием в развитии звуковой стороны речи и отсутствием готовности к анализу звукового состава речи разработана особая система подготовки к обучению грамоте. Одной из актуальных проблем является формирование у детей с ОНР базовых систем, компонентов и операций, лежащих в основе этой деятельности. Основной особенностью здесь является то, что обучение проводится исключительно на материале звуков, правильно произносимых всеми детьми. Второй не менее характерной особенностью является выделение длительного подготовительного периода со специфическим содержанием. И еще одна особенность – в чрезвычайной расчлененности усваиваемого детьми материала и его тщательной отработке на каждом из новых этапов обучения. Таким образом, развитие операций фонематического анализа и синтеза осуществляется в два этапа:
I. подготовительный этап – где ведется работа по узнаванию неречевых звуков, развитию речеслуховой памяти и внимания, работе по формированию фонематических представлений.
II. этап – развитие фонематического анализа и синтеза, начиная с простых форм анализа и синтеза, и после закрепления данного навыка переходить к развитию сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности звуков в слове, количество их в слове, места звуков в слове по отношению к другим звукам). Эти формы являются более совершенными умственными действиями и проходят определенные этапы формирования (которые вывел П. Я. Гальперин).
I этап: освоение действий с опорой на материализацию. II этап: формирование операций фонематического анализа и синтеза в речевом плане. III этап: формирование действий фонематического анализа и синтеза в умственном плане.
Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза осуществляется в определенной последовательности (см. схему).
Исходя из содержания коррекционно-логопедического воздействия, работа должна строиться с учетом психофизических особенностей детей с ОНР и основных принципов:
- патогенетический принцип - учет нарушенных механизмов, а именно поскольку одним их механизмов, приводящим к трудностям при обучении грамоте является недоразвитие фонематической системы, то работа будет направлена на развитие у детей всех процессов фонематической системы: фонематическое восприятие, представление, фонематический анализ и синтез.
- онтогенетический принцип – предполагает учет той последовательности и тех закономерностей формирования функций фонематической системы, которые имеют место в онтогенезе (учет основных закономерностей формирования языка).
- принципы дифференцированного подхода – осуществляются на основе этиологии, симптоматики нарушения, с учетом уровня сформированности ВПФ и особенностей эмоционально-волевой сферы.
- принципы постепенного усложнения заданий и речевого материала, т. е. логопедическая работа по формированию тех или иных нарушенных операций должна учитывать:
а) «зону ближайшего развития» детей с ОНР;
б) задания основываются на простом доступном материале;
в) переход на более сложный речевой материал осуществляется на основе уже сформированного и закрепленного умственного действия.
- принцип поэтапного формирования умственных действий: становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане.
Например, при овладении фонематическим анализом сначала работа проводится с опорой на вспомогательные средства (фишки, готовые схемы слов, затем в плане громкой речи, и как заключение формирование во внутреннем плане.
- принцип связи с микросоциальным окружением – учет микросоциального окружения ребенка, т. е. логопед на специальных занятиях формирует различные операции с помощью тренировочных упражнений, а большую часть работы по закреплению навыков должны взять на себя воспитатели и родители.
В процессе работы по подготовке детей с ОНР к обучению грамоте на каждом этапе необходимо учитывать следующее:
1. Вырабатываемые временные связи у детей с ОНР отличаются нестойкостью, поэтому необходимо использовать большое количество разнообразных игровых и учебных заданий, тренировочных упражнений, которые проводятся продолжительное время до полной автоматизации навыка и повторяются на протяжении всего коррекционного обучения.
2. У детей с ОНР отмечается быстрая утомляемость, склонность к охранительному торможению, поэтому необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения внимания ребенка с одной работы на другую.
3. Нарушение деятельности анализаторов у детей с ОНР приводит к обеднению круга представлений. В связи с этим особенностью работы так же является максимальное включение анализаторов в процесс обучения, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной наглядности (плакаты, схемы, таблицы и т. д.).
Таким образом, для успешного обучения грамоте детей с ОНР необходима комплексная и целенаправленная работа.
Свою работу по обучению детей грамоте начинаю строить со средней группы, используя пособие Ткаченко Т. А. «Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте». Игровые упражнения можно использовать в качестве фрагментов занятий, как при индивидуальной работе, так и при проведении групповых занятий. Мною собрана картотека игр, направленных на развитие фонематического восприятия, развитие модуляции голоса (темпа речи, ритмико-мелодической стороны речи, фонематического слуха, воспитание физиологического и речевого дыхания. Использование этих игр и упражнений на занятиях позволяет формировать базовую первую ступень в поступательном движении к овладению грамоте.
Так же изготовлены различные игры, разнообразный раздаточный учебный материал, способствующий поддержанию интереса, внимания, а значит лучшей результативности в усвоении знаний. Неоднократность использования материала способствует переходу образов представлений в образы-понятия. Дети постигают такие понятия как «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква» и т. д.
Игра «Буквоград» например, направляет внимание ребенка к каждой фонеме русского языка, помогая связать ее с соответствующей буквой; дифференцированно дает ощущение гласных-согласных, звонких - глухих, твердых - мягких, свистящих - шипящих. Эта игра может сочетаться с любой методикой обучения чтения и письму. В игре заложено самое трудное для слухового и тактильного восприятия ребенка (твердость, мягкость, звонкость, глухость). Значки (буквы) воспринимаются в связи с фонемами и артикулемами образно-эмоционально. Например, в переулке «Веселом» живут жители с улыбчивыми лицами, а в переулке «Сердитом» - с сердитыми о, ё, ж, и, ч, щ. На «Громкой» улице – звонкие, работает голосовая машина. На «Тихой» улице – глухие, с глухими голосами. Стрелки показывают положение кончика языка. Дома раскрашены для 6 гласных звуков в красный цвет; 4 етированных с зелеными крышами, а букв гласных ребенок видит 10. Дома зеленые – всегда мягкие, синие – всегда твердые. Есть дома, где звук может быть и твердым, и мягким. Буквы могут свободно путешествовать из слога в слог. Создаваемые логопедом игровые ситуации направляют внимание, восприятие, помогают звукобуквенному анализу, готовят к обучению грамоте, так же позволяют добиваться устойчивого внимания и поддержания интереса детей на протяжении всего занятия.