Алеся Лавренюк
Консультация для педагогов «ТРИЗ как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы исследования.
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось бы, речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Уже на первых порах обучения чтению и письму в школах, дети испытывают значительные затруднения.
Еще одна причина актуальности этой проблемы – возросшее требование школ, особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам.
Публикация «Консультация для педагогов „ТРИЗ как средство обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Данная проблема актуальна и подлежит рассмотрению. Автор Генрих Самуилович Альтшуллер создавал методику теории решения изобретательских задач. Длительное применение теории решения изобретательских задач формирует у изобретателей творческое мышление, гибкость, системность, оригинальность и многие другие качества. Эти возможности позволили разработать на базе теории решения изобретательских задач педагогические технологии для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
(слайд 2) Обучение грамоте дошкольников – это процесс овладения родным языком, который нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, привить внимание и интерес к звуковому, слоговому и словесному составу единиц языка и речи.
Главная цель - научить воспитанника ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством звуковой формы, оболочки слова, с важнейшими характеристиками звуков (фонем).
Объект и предмет исследования (cлайд 3)
Объект исследования обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования процесс использования теории решения изобретательских задач в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Цель и задачи исследования
Цель исследования теоретически обосновать и разработать программу использования теории решения изобретательских задач в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:(слайд 4)
1. Определить особенности обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста (шестой год жизни).
2. Выявить педагогический потенциал теории решения изобретательских задач как средства обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
3. Научно обосновать и экспериментально апробировать программу использования теории решения изобретательских задач в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна и значимость полученных результатов:(слайд 5)
1) определены особенности обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста (шестой год жизни);
2) выявлен педагогический потенциал теории решения изобретательских задач как средства обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста;
3) научно обоснована и экспериментально апробирована программа обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста средствами теории решения изобретательских задач.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Особенности обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста (шестой год жизни). (слайд 6)
Особенностями обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста являются : 1) формирование широкой ориентировки воспитанников в языковой действительности; 2) развитие осознанного отношения к языку и речи; 3) развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; 4) формирование умений звукового, слогового, словесного анализа и синтеза.
2. Использование теории решения изобретательских задач с целью обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста. (слайд 7)
Использование методов и приёмов ТРИЗ способствует не только формированию механизмов языковой ориентировки на соответствующем уровне языка (синтаксическом, лексико-семантическом, фонетическом, но и раскрывает творческие потенциальные способности каждого ребёнка, от которых зависит качество приобретения знаний, умения нестандартно мыслить, обеспечивает дальнейшее успешное обучение в школе.
3. Программа обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
средствами теории решения изобретательских задач. (слайд 8)
Программа направлена на формирование у воспитанников первоначальных лигвистических представлений; воспитания интереса к языку и речи как явлениям действительности; элементарного понимания ими строения и некоторых закономерностей родного языка. Принципами построения программы выступают : креативности, индивидуального подхода, активности, сотрудничества, проблемности в обучении, достигнутой успешности, гуманистической направленности. Направлениями реализации программы являются : создание мотивации на общение и овладения грамотой; ознакомление детей со средствами теории решения изобретательских задач; творческое применение игр и упражнений теории решения изобретательских задач. Программа ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
(слайд 9) Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, преобразующего и контрольного.
Цель констатирующего этапа эксперимента (слайд 10) заключалась в определении уровня овладения грамотой детьми старшего дошкольного возраста на начало проведения эксперимента.
В ходе этого этапа эксперимента ставились следующие задачи:
1. Определить критерии и показатели обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать и адаптировать диагностические процедуры для определения уровня овладения грамотой старших дошкольников.
3. Определить уровень обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп.
Критерии обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста :
1) сформированность фонематической системы (слайд 11) ;
Показателями сформированности фонематической системы являются: 1) состояние фонематического восприятия; 2) состояние фонематического слуха.
2) Осознанное отношение к языку и речи.
Для определения осознанного отношения к языку и речи использовались следующие показатели: 1) понимание смысловой структуры слова; 2) понимание грамматических конструкций.
3) Овладение грамматическими умениями.
К показателям овладения грамматическими умениями относится следующие умения: 1) определять: количество звуков в слове; 2) делить слова на слоги; 3) образовывать слова; 4) определять место ударения в структуре анализируемого слова; 5) делить предложения на слова и составлять предложения из слов.
Проанализировав результаты констатирующего этапа эксперимента, можно отметить, что дети продемонстрировали в целом невысокий уровень овладения грамотой. Результаты диагностики показали, что дети старшего дошкольного возраста нуждаются в педагогической поддержке со стороны взрослого по обучению грамоте. Были отмечены сложности в овладении грамотой детьми старшего дошкольного возраста такие, как: умение делить слова на слова на слоги; умение проводить звуковой анализ слов; умение подбирать слова на заданный звук; плохо сформированы представления о предложении. В связи с предположенными выводами была разработана программа обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ. (слайд 12)
Программа выдвигает перед собой цель: содействовать овладению обучения грамотой детьми старшего дошкольного возраста средствами теории решения изобретательских задач – элементарного понимания ими строения и некоторых закономерностей родного языка; ориентировки их в языковой действительности; воспитания интереса к языку и речи как явления действительности.
Цель программы соотносится с конкретными задачами: (слайд 13)
1) способствовать развитию активной мыслительной деятельности средствами технологии ТРИЗ;
2) развитие связной речи средствами технологии ТРИЗ;
3) формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точного употребления слов, грамматической правильности построения предложения, внятности, выразительности речи;
4) совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, пользуясь средствами технологии ТРИЗ.
Ниже приведены несколько примеров игр и с использования методов и средств ТРИЗ для решения различных задач обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
1. Задача. Подбирание слов с заданным звуком. (слайд 14)
Для реализации данной задачи, был использован метод проб и ошибок, и игра «Выложи букву». Для проведения игры заранее было подготовлено учебное пособие, в котором находились: камушки, мелкие ракушки, пуговицы. Цель игры: выложить правильно букву и придумать как можно больше слов на звук.
2. Задача. Представление о предложении, умение составлять предложения без предлогов и союзов. (слайд 15)
Для реализации этой задачи, воспитатель выбрал один из методов ТРИЗ – «типовые приёмы фантазирования», с использовалась игры «С миру по нитке». В качестве используемых средств здесь выступают картинки, на которых изображены волшебники: волшебник объединения, волшебник времени, волшебник превращения, волшебник деления, волшебник я слышу, я вижу, я чувствую; разные виды картин для составления рассказа. Для того, чтобы провести эту игру мы использовали картинку с изображением волшебника-объединения. Цель этой игры учить детей придумывать предложения от 3 до 5 слов.
3. Задача. Обучение умению проводить звуковой анализ 3, -4, 5-звуковых слов различной звуковой структуры. (слайд 16)
Для реализации этой задачи использовался метод моделирования маленькими человечками (ММЧ). Этот метод позволяет моделировать гласные звуки, согласные мягкие и твердые, согласные звонкие и глухие костюмом определённого цвета, положением губ, отсутствием или присутствием колокольчика. Учитывая уровень умения ребенка проводить звуковой анализ слова подбирается нужный материал.
4. Задача. Умение делить двух-, трехсложные слова на слоги. (слайд 17)
Для успешной реализации этой задачи можно применять метод аналогий, с использованием игры «Наш поезд». При подготовке к этой игре был изготовлен паровоз с прицепными вагончиками, которые в свою очередь имели окошки; распечатаны двух-, трехсложные слова, и к ним отдельно распечатанные слоги; наглядный материал к используемым слова, в нашем случае картинки. В зависимости от степени сложности и уровня развития ребенка подбираются слова для использования в игре.
Практическая значимость (слайд 18)полученных результатов заключается в том, что разработанная программа обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста средствами теории решения изобретательских задач способствует более успешному овладению умениями проводить звуковой анализ слов. Делить слова на слоги, предложения на слова, составлять из слов предложения. Полученные данные свидетельствуют о ее положительном влиянии на умственное и общеречевое развитие детей.
В разделе образовательная область: обучение грамоте, указаны задачи. На основе этих задач была разработана учебно-методическая карта по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Задача 1. Подбирание слов с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию. (слайд 19)
Задача 2. Подбирание слов с заданным звуком. (слайд 20)
Задача 3. Деление двух-, трехсложных слов на слоги. (слайд 21)
Задача 4. Выделение ударного слога, определяя место в структуре анализируемого слова. (слайд 22)
Задача 5. Умение представление о предложении, делении его на слова, состоящего из 2- слов без предлогов и союзов. (слайд 23)
Задача 6. Проводить звуковой анализ 3,-4, 5-звуковых слов различной звуковой структуры. (слайд 24)
Таким образом, анализируя результаты эксперимента, можно утверждать, что теория решения изобретательских задач способствует обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. В процессе применения методов ТРИЗ улучшается процесс обучения грамоте детьми старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. (слайд 25) Обучение грамоте в учреждении дошкольного образования это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Поэтому основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, то есть определенного порядка следования звуков в слове, установлению различной роли звука, основных качественных характеристик.
2. (слайд 26) Применение теории решения изобретательских задач формирует у детей творческое мышление, гибкость, системность, подвижность, оригинальность и многие другие качества. Использование методов ТРИЗ дают несомненные преимущества такие как: создание мотивационных установок на проявление творчества; создание условий для развития речи; повышения эффективности овладения всеми языковыми средствами; формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций; активизация познавательной деятельности детей. Для успешного обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста целесообразно применять игры и упражнения с использованием методов и приёмов ТРИЗ, таких как метод противоречий, системного анализа, круги Луллия, аналогий, моделирования маленькими человечками. Использование методы и приёмы ТРИЗ способствует успешному обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
3. (слайд 27) Программа разработана с учетом следующих требований: изменение и организации образовательного процесса, предполагающего использование проблемного обучения; внесение изменений в тематическое планирование, обусловленное возможностью ТРИЗ-технологий интегрировать темы занятий; расширение возможностей для реализации творческих потребностей воспитанников учет возможности выполнения задания каждым ребенком; использование индивидуального и дифференцированного подходов к детям в зависимости от уровня подготовленности их к овладению грамотой.