Лариса Старосельцева
Статьи по логопедии периодической литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение речи - достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Многолетняя практика показывает, что при систематической работе с детьми, нарушения речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приемов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. Выпускаемая специальная литература,статьи в периодической печати для логопедов, как теоретического, так и практического характера, рекомендованы для использования в специальных речевых группах и на логопедических пунктах.
Публикация «Статьи по логопедии периодической литературы» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Проведя анализ новинок специальной коррекционно-развивающей литературы и статей, мною были отобраны те материалы, которые несут, по-моему мнению, в себе педагогическую и практическую ценность. Сейчас я хочу вам их представить в виде презентации.
«Современные представления и история логопедической ритмики» Автор: Шашкина Г. Р. к. п. н., доцент кафедры логопедии ГБОУ ВПО МГПУ
В статье рассматриваются современные проблемы логоритмического воспитания в России. Представлены основные понятия логоритмики, цели, задачи, средства и содержание. Раскрыта история развития логоритмики в России. Сформулированы задачи логоритмического воспитания детей с речевыми нарушениями:- с общим недоразвитием речи,- с фонетико–фонематическим недоразвитием речи,- с заиканием. В своей статье автор представляет логоритмические комплексы, которыми логопеды могут воспользоваться планируя свои занятия с детьми. Предлагаются авторские разработки конспектов занятий с использованием логоритмических упражнений.
«Детский сад и «особые дети» Автор: учитель-логопед Смыкова Ольга Владимировна
В рамках новых стандартов образования большое внимание уделяется инклюзивному образованию. В статье описывается опыт работы по организация
интегративного и инклюзивного
образования для детей с ОВЗ в
условиях общеразвивающего ДОУ.
«Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования» Автор: учитель – логопед Мельникова Оксана Николаевна
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей : 1. Прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель-логопед, путем тщательного специального обследования, выясняет характер нарушения речевой деятельности. 2. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению имеющихся нарушений
«Использование нетрадиционных
методов коррекции в работе
учителя-логопеда
с детьми раннего возраста с ОВЗ»
Хромотерапия
Хромотерапия — наука, изучающая свойства цвета.
Цвету издавна присвоено особое значение,оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека.
Задачи, которые можно решать, применяя технологию хромотерапии: · Автоматизация и дифференциация исправленных звуков с помощью предметов различных цветов. · Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи. · Развитие общей и мелкой моторики. · Обучение детей расслаблению в зависимости от окружающего их цветового пространства. · Развитие правильного дыхания.
Музыкальная терапия
В логопедии музыкотерапия применяется для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков, тренировки общей и артикуляционной моторики. Музыкальная ритмика – отлично помогает в устранении тиков, заикания, расторможенности, чувства ритма, развитии речевого дыхания.
Необходимо учитывать следующие рекомендации:
1) использовать для прослушивания нужно те произведения, которые нравятся и знакомы ребенку.
Они не должны привлекать их внимания своей новизной. 2) Продолжительность прослушивания – не более 10 минут в течение всего занятия.
3) Громкость звучания – обязательно умеренная.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Автор: Охтеменко Ирина Анатольевна –
учитель-логопед
Она разработала и апробировала три тематических блока занятий, которые включали в себя элементы работы с песком, воском и пуговицами.
Целями этих занятий стали:
1. Активизация и пополнение словаря.
2. Совершенствование фонетической стороны речи.
3. Развитие речевого дыхания.
4. Совершенствование фонематического восприятия.
5. Развитие логического компонента мышления.
6. Развитие творческой фантазии.
7. Формирование навыка общения и взаимодействия в коллективе.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии даё т положительные результаты:
- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
- дети чувствуют себя более успешными;
- на занятиях нет места монотонности и скуке;
- ребята быстрее и качественнее усваивают материал;
- накапливается словарь;
- развивается связная речь;
- тактильно-кинестетичекая чувствительность и мелкая моторика.
Сказкотерапия
– способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
На занятиях используются следующие виды сказок:
1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
3. Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи
На занятиях используются следующие виды сказок:
1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
3. Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи
В структуру занятия по воскотерапии входит:
1. Введение в игровую среду.
При работе с теплым мягким воском:
- упражнения на релаксацию и развитие дыхания, используя ароматизационную лампу
- фонетическая разминка,
- самомассаж пальцев рук,
2. Знакомство со сказкой и ее героями.
3. Беседа по сказке.
4. Изготовление подарочной свечи для родителей.
В структуру занятия по пуговичной терапии входит:
1. Введение в игровую среду.
При работе с пуговицами разных размеров, форм и цветов:
- упражнения на релаксацию и развитие дыхания,
- фонетическая разминка,
- слоговая разминка,
- «пуговичная грамматика»,
2. Знакомство со сказкой и ее героями.
3. Моделирование игры-сказки из пуговиц.
4. Беседа по сказке, придумывание конца сказки.
5. Цветная мозаика.
Изотерапия
Способствует не только преодолению речевого недоразвития и развития творчества у детей, но и повышению самостоятельности в повседневной деятельности, индивидуальности и развитию моторики.
Изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это
делает её особенно ценной для
работы с теми, кто недостаточно
хорошо владеет речью, затруднён
в словесном описании своих
переживаний.
«Логопедические игры
в песочной стране»
Автор: Довгаль Н. В.
Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Возбужденные дети, приходя на занятие, успокаиваются, становятся значительно добрее. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но самое важное - ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.
Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
«Коррекционные возможности
массажа»
Автор: Дорох Н. В.
Массаж стимулирует организм в целом, усиливает обменные процессы в определенных тканях и органах.
Массаж облегчает продвижение крови по капиллярам, ускоряет венозный отток.
Нагрузку увеличивают постепенно. Массаж может длиться от 2 до 10 минут. Проводить его необходимо ежедневно, а для органов ротовой полости - натощак.
Не массируйте ребенка, если он в плохом настроении. Массаж и все виды ЛФК он должен воспринимать как интересную игру.
«Веселые истории для артикуляционной гимнастики
Автор:
Рожкова Т. В.
Эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Вот почему логопеду так важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать интерес к изученным ранее упражне- иям. Здесь на помощь может прийти сказка.
К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических группах, можно отнести принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку. Для того чтобы заинтересовать детей, все упражнения объединены в небольшие сказки.