Татьяна Старкова
ИКТ в логопедии, требования СаНпиН
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника. Игровые и обучающие программы предлагаются для детей, начиная с трехлетнего возраста. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и даже речь.
В процессе работы с использованием компьютерных игр в индивидуальных занятиях и начав вводить мультимедийные проекты в интегрированные и индивидуальные занятия с детьми, мы пришли к выводу о том, что применение компьютерных программ позволяет:
Повысить эффективность коррекционного обучения
Публикация «ИКТ в логопедии, требования СаНпиН» размещена в разделах
Ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи
Снизить риск социальной дезадаптации дошкольников и младших школьников
Целью применения компьютерных технологий на логопедических занятиях было повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности логопедической работы по коррекции нарушений речи и общего развития аномальных детей.
Применяя компьютерные технологии на логопедических занятиях, мы решали следующие задачи:
• Формирование психологической готовности к обучению в школе
• Формирование способности принимать решения
• Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности
• Формирование мотивационной готовности к деятельности
• Развитие волевых качеств
• Развитие произвольной моторики пальцев рук
Логопедическое занятие с использованием компьютера имеет свои особенности. При планировании такого занятия мы учитывали следующие правила:
• Продолжительность занятия на компьютере - 10 минут
• Игра может быть включена, как часть занятия (на основном или заключительном этапе)
• Периодичность - 2 раза в неделю
• Индивидуальное дозирование нагрузки при зрительных нарушениях
• Противопоказания - эпилепсия
• Особое условие - согласие родителей на индивидуальные занятия.
Данные правила были разработаны в соответствии с Гигиеническими требованиями к ПЭВМ и организации работы. По нормам СанПин 2.2.2\2.4.1340-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003 (в ред. От 25.04.2007 №22) приложение 7 и СанПин 2.4.1.1249-03, (утв. 25.03.2003.) подп. 2.12.10.
Используя компьютерные технологии, мы остановились на следующих видах работы:
• Индивидуальные логопедические занятия
• Подгрупповые занятия (в качестве наглядности)
• Интегрированные занятия (мультимедийные проекты)
На индивидуальных логопедических занятиях мы используем следующие обучающие игровые программы:
Название программы Этап занятия Цель
"Игры для Тигры" II, III Развитие речевого дыхания.
Коррекция и развитие фонематических процессов.
Развитие основных речевых навыков.
Формирование словаря.
Коррекция грамматического строя речи.
"Читаем сами" II Развитие речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Обучение глобальному чтению
"Баба Яга учится читать" II, III Развитие слухового восприятия.
Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Знакомство с алфавитом.
Профилактика оптической дисграфии.
Формирование образа буквы.
При работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата во время занятий необходимо соблюдать двигательную активность. Занятия с использованием компьютера подчиняются тем же самым правилам. Развитие двигательной активности включает в себя:
Физ. минутки, физкультурные паузы, упражнения для глаз, упражнения для развития мелкой моторики.
При подборе игр мы учитывали требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях :
• Программа должна иметь указание на возраст ребенка
• Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением
• Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными малышу
• Программа должна быть на русском языке
• Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором
• Задания - интересные, понятные малышу, простые для выполнения
• Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут
• Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно
• Программа должна развивать малыша, давать ему знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме
Нормативные акты
Данные правила были разработаны в соответствии с Гигиеническими требованиями к ПЭВМ и организации работы. По нормам СанПин 2.2.2\2.4.1340-03, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003 (в ред. От 25.04.2007 №22) приложение 7 и СанПин 2.4.1.1249-03, (утв. 25.03.2003.) подп. 2.12.10.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 11 марта 2003 г. N 13 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1201-03"
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 14, ст. 1650) и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295) постановляю:
1. Ввести в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. СанПиН 2.4.1201-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 марта 2003 года, с 20 июня 2003 года. (Г. Г. Онищенко)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2003 г. Регистрационный N 4304
2.4. Гигиена детей и подростков
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1201-03
"Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 6 марта 2003 г.)
Дата введения: 20 июня 2003 г.
2.8.16. При проведении кружковых занятий с использованием компьютеров необходимо учитывать возрастные регламенты непрерывной работы с ними:
- для дошкольников 5-6 лет - не более 10 мин;
Для профилактики зрительного утомления после работы с компьютером проводится комплекс упражнений гимнастики для глаз - 1-2 мин, в середине занятия - перерыв для организации подвижного отдыха длительностью 10 мин.
Не используется компьютер одновременно для занятий двух и более детей, независимо от их возраста.
Занятия воспитанников с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста). Используемая компьютерная техника должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее ее безопасность для детей.
Двигательная активность на занятиях с использованием компьютера
Виды физ. минуток:
ФМ общего воздействия
ФМ для улучшения мозгового кровообращения
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
ФМ для снятия утомления с туловища и ног
Физкультурные паузы
Упражнения для глаз
Упражнения для развития мелкой моторики
Комплексы упражнений физкультурных минуток.
(содержатся в Санитарных правилах и нормах)
Как уменьшить вредное воздействие
сидячей позы на организм ребенка
1. Ограничьте время пребывания ребенка за ПК. Объясните ребенку, что необходимо раз в 20-40 минут (в зависимости от возраста ребенка) делать 10-15 минутный перерыв. Для детей дошкольного возраста такой перерыв необходимо делать через 10 минут, продолжительность перерыва более длительна, чем у старших детей. Это позволит организму и мышцам расслабиться, восстановиться.
2. Правильно организуйте рабочее место. Купите подходящий возрасту стул и стол, правильно установите монитор. Мебель должна соответствовать росту ребенка. Стол желательно использовать компьютерный с выдвижной доской под клавиатуру. Стул должен быть с регулируемой спинкой. Ноги малыша стоят на полу или специальной подставке. Сидеть ребенок должен на расстоянии не меньше 50-70 см от монитора. Центр экрана монитора должен находиться на уровне глаз.
3. Следите за правильной позой ребенка во время работы с ПК. Это наиболее важный момент, который нельзя упускать из виду. Как должен сидеть ребенок? Спина прямая, возможно небольшое отклонение туловища назад или вперед. Голова чуть наклонена, плечи прямые. Руки свободно опущены на подлокотники кресла или же располагаются свободно, но так же согнуты в локтях под углом 90 градусов. Локти и запястья расслаблены. Кисти, по возможности, имеют общую ось с предплечьями: не сгибаются и не разгибаются, работают только пальцы. Ребенок должен сидеть на стуле устойчиво, опираясь на 2/3-3/4 длины бедра. Бедра находятся под прямым углом к туловищу, колени – под прямым углом к бедрам. Ступни ног твердо стоят на полу или располагаются на соответствующей подставке под столом. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5-10 см. Для того, чтобы сидеть за компьютером в правильной позе, необходима хорошо подобранная мебель.
4. Обратите внимание на физическое здоровье малыша. Все дети разные не только в силу характера, интеллектуальных особенностей, но и по физической подготовке и склонности к заболеваниям. Если ребенок недостаточно подвижен, запишите его в какую-нибудь секцию. 5. Как определить, что ребенок устал? Во первых, обратите внимание на то, как ваш ребенок сидит. Есть два случая и каждый из них применим к вашему ребенку в зависимости от темперамента и особенностей ребенка, которые ему присущи.
Первый вариант – ребенок не сидит прямо, а напротив – сполз со стула, облокотился, склонил голову, и даже подпирает ее руками или часто меняет позу, словно у него затекли руки, ноги, ерзает, отвлекается на разговоры и внешние раздражители, - можно определенно сказать, что ребенок устал.
Второй вариант: у ребенка неожиданно наступает эмоциональный всплеск: ребенок становится возбудим, он весь в игре, вскрикивает, выражает эмоции жестами, возгласами, иногда ругательствами. Возбудимость не присущая ребенку. Это также говорит о том, что ребенок устал. Самое время сейчас напомнить малышу о времени пребывания за компьютером. Однако дождитесь, пока ребенок пройдет определенный уровень или сохранит игру.
6. Советуйтесь с медиками. Зачастую мы пренебрегаем походом к врачу, откладывая визит на крайний случай. Но хорошая осанка очень важна для будущего здоровья ребенка.