Виктория Морозова
Конспект открытой НОД по логопедии «Образование имен существительных множественного числа» по теме «Приближение весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Образование им. существительных мн. ч. в И. п. от им. существительных ед. ч. в И. п. по теме «Приближение весны»
Задачи:
1) Образование им. существительных мн. ч. в И. п. от им. существительных ед. ч. в И. п. ;
2) Совершенствование навыка согласования порядковых числительных с им. существительными;
3) Актуализация словаря по теме «Приближение весны»;
4) Закрепление денотативных аспектов значений;
5) Закрепление сигнификативного аспекта значения слова «Весна»:
6) Совершенствование фонематического и слогового анализа;
7) Совершенствование фонематического представления;
Публикация «Конспект открытой НОД по логопедии „Образование имен существительных множественного числа“ по теме „Приближение весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
8) Развитие общих речевых навыков;
9) Уточнение артикуляции звуков [з]-[з’];
10) Развитие умения синхронизировать речь с движением;
11) Совершенствование зрительного и слухового внимания и памяти;
12) Совершенствование конструктивного праксиса и зрительного гнозиса;
13) Воспитание положительного отношения детей к логопедическим занятиям.
Оборудование: сюжетная картина «Ранняя весна», картинки с изображением первоцветов, разрезные картинки, синий и зеленый сигнальчики, пособие на развитие дыхания, две куклы, две коробки с картинками для дифференциации звуков [з]-[з’], карточка с физ. минуткой, зеркала, тетради, цветные карандаши, доска, мелки.
Ход НОД:
I Организационный момент
Здравствуйте ребята. Сегодня первым моим помощником будет дежурный. Сегодня дежурным будет …. Дежурный, все готовы к занятию? (Все дети готовы к занятию). Молодцы!
Тогда мы можем повторить правило речи: «Говорим всегда красиво, четко и неторопливо. Паузы мы соблюдаем, звук ударный выделяет. И легко нам говорить, и не хочется спешить». Вспомнили правило? (Вспомнили). Молодцы!
II Основная часть
1 Актуализация словаря по теме «Приближение весны»
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Правильно, сейчас у нас еще зима, но уже совсем скоро наступит какое время года? А вы ребята, все готовы к наступлению весны? И даже знаете все приметы весны? Давайте по очереди их назовем. Правильно!
2 Совершенствование навыка образование им. существительных мн. ч. от им. существительных ед. ч.
Весной будет становиться все теплее и теплее, потому что солнце будет светить все ярче и ярче. Будет таять снег, появляться первая проталинка. Ребята. Разве только одна проталинка появиться? Нет, их много. Значит это не проталинка, а что? Правильно, появляться проталинки. На крыше начнет таять сосулька. Разве только одна сосулька на всех крышах начнет таять весной? Значит это не сосулька, а что? Правильно, на крышах домов начнут таять сосульки, и капельки воды начнут падать на землю, как слезинки.
3 Развитие общих речевых навыков (диафрагмального дыхания)
Теперь все вместе покажем, как весной начнут таять сосульки на крышах домов. Подуем на «воду», покажем, как сосульки начнут весной «плакать» от яркого солнышка. Но помните, спинки у нас прямые, вдох у нас глубокий. Животик надувается, как мячик, выдох – плавный, медленный, направленный на «водичку», щеки не надуваем. Вот так будут таять сосульки! А кто из вас дольше всех может дуть на «водичку»? Все вместе сделали глубокий вдох! Начинаем выдыхать медленно-медленно. У кого же самые вместительные легкие? Кто же дольше всех будет дуть? Нашли победителя! Это, но все остальные тоже трудились, старались. Молодцы ребята!
4 Совершенствование фонематического анализа. Уточнение артикуляции звуков [з]-[з’]
Ручейки весной побегут, зажурчат, будут веселить детишек. Но посмотрите, девочки Зоя и Зина, тоже хотят с нами позаниматься, помечтать о наступлении весны, но им не разрешает мама. Мама хочет, чтобы девочки убрали все разбросанные по столу картинки. Но не просто убрали, а разложили эти картинки по коробочкам в определенном порядке. Поможем девочкам убрать картинки?
Для этого нам сначала необходимо выделить первый звук в имени девочки Зоя. Произнесем все вместе имя девочки. Какой первый звук вы слышите в имени Зоя? Это звук согласный или гласный? Произнесем его еще раз. Почему он согласный? Возьмите зеркала и произнесите звук [з], что делают губки при произношении этого звука? А зубки? Где находится язычок, когда мы произносим звук [з]? Молодцы! Поднесем ладошку к губам, какая на ощупь воздушная струя: холодная или теплая? Воздух идет через рот или нос? Значит звук какой? Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [з] еще раз, горлышко дрожит или молчит? Значит звук какой? Звук [з] твердый или мягкий? Каким цветом будем обозначать? Даем Зое сигнальчик синего цвета.
Значит звук [з] – согласный, твердый, звонкий, ротовой, обозначаем синим цветом.
В имени Зина, какой вы слышите первый звук? Произнесем все вместе имя девочки. Какой первый звук вы слышите? Это звук согласный или гласный? Произнесем его еще раз. Почему он согласный? Возьмите зеркала и произнесите звук [з’], что делают губки при произношении этого звука? А зубки? Где находится язычок, когда мы произносим звук [з’]? Молодцы! Поднесем ладошку к губам, какая на ощупь воздушная струя: холодная или теплая? Воздух идет через рот или нос? Значит звук какой? Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [з’] еще раз, горлышко дрожит или молчит? Значит звук какой? Звук [з’] твердый или мягкий? Каким цветом будем обозначать? Даем Зине сигнальчик зеленого цвета.
Значит звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий, ротовой, обозначаем зеленым цветом.
Чем же отличается звук [з] от звука [з’]?
5 Совершенствование фонематических представлений
Теперь мы можем помочь девочкам разложить картинки по коробочкам. В Зоину коробочку мы положим картинки, в названии которых есть звук [з], а в Зинину – в названиях которых есть звук [з’]. Договорились? Тогда по очереди берем картинку и говорим: «Я взяла картинку с изображением … Кладу ее в коробку, потому что слышу звук …». Раскладываем картинки.
Молодцы ребята, справились с заданием!
6 Согласование порядковых числительных с им. существительными
Ребята, давайте выясним, кому убираться надо было меньше: Зое или Зине. Для этого сосчитаем картинки в первой и второй коробочках.
Считаем картинки у Зои: одна картинка, две картинки…. Сколько у Зои картинок?
Считаем картинки у Зины: одна картинка, две картинки…. Сколько у Зины картинок? У кого больше картинок? Кому убираться нужно было дольше?
Молодцы ребята, и с этим заданием справились.
7 Физ. минутка
Теперь Зоя и Зина могут отдохнуть, помечтать с нами о весне. Встанем в круг и повторим слова веселого весеннего стихотворения. Повторяйте за мной.
Если снег повсюду тает, (Руки разводим в стороны)
День становится длинней, (Руки вверх, тянемся на носочках)
Если все зазеленело (Наклонились, руки развели)
И в полях звучит ручей, (Зигзагообразные движения руками)
Если солнце ярче светит, (Встали на носочки, руки вверх)
Если птицам не до сна, («Нахохлились», руки опустили)
Если стал теплее ветер, (Руки вверх, покачались в стороны)
Значит, к нам пришла весна. (Опустили руки)
Повторим еще раз.
8 Совершенствование зрительного гнозиса, конструктивного праксиса (разрезные картинки).
Пока мы мечтали о весне, ветер разорвал картинки с изображениями первых цветов. Как же мы будем мечтать о весне без этих картинок с первоцветами? Попробуем все вместе восстановить эти изображения с долгожданными цветочками (работа с разрезными картинками).
9 Образование им. существительных мн. ч. от им. существительных ед. ч.
Какой первоцвет ты собрал? Один подснежник. А если их много, то это что? Правильно, скоро в нашем парке появятся подснежники. И т. д.
В нашем парке весной распустится много красивых цветов, но мне больше всего нравится цветок, который привозят к нам на 8 марта (праздник мам) – это мимоза. Одна мимоза, но их же привезут много, значит к нам привезут что? Правильно, к нам привезут мимозы.
10 Совершенствование навыка проведения звуко-слогового анализа слова
Запишем слово МИМОЗЫ в тетрадях. Пока все открывают тетради, … выходит к доске и напечатает это слово. Молодец! Садись на место и запиши это слово в тетради. Теперь идет к доске … и сделает звуковой анализ слова. Какой 1 звук ты слышишь в слове МИМОЗЫ? [M’] – это согласный или гласный звук? Твердый или мягкий? Каким цветом мы обозначает согласный мягкий звук? Обозначай.
(аналогично анализируются все звуки данного слова).
Теперь определим, сколько слогов в слове МИМОЗЫ. Давайте отхлопаем это слово. Сколько хлопков? Значит сколько слогов? Какой первый слог? Какой второй слог? Назовите третий слог. Правильно! Молодцы ребята.
III Подведение итогов
Ребята, о чем мы говорили на занятии? О чем мечтали?
Что у нас таяло в руках?
Кому мы помогали убираться?
Какие звуки мы повторили?
Что сделал ветер? А мы что сделали? Мы один цветок собрали? Значит мы собрали не цветок, а что?
Какое слово мы печатали и анализировали?
Молодцы ребята. Все очень хорошо сегодня занимались. Занятие окончено, можете идти в группу.