Анна Манина
Консультация для воспитателей «Средства обучения. Старый друг фланелеграф»
На занятиях по изобразительному искусству, в детском саду, наряду с традиционными наглядными пособиями в виде репродукций, учебных таблиц, рисунков на доске, можно использовать фланелеграф (лист фанеры или плотного картона, обтянутый темной однотонной тканью с ворсом (байкой).
Фланелеграф применяется при изучении таких тем как «Портрет» «Пропорции частей лица человека» «Мимические изменения лица человека» «Портрет из овощей фруктов листьев» «Эскиз декоративного оформления посуды» «Натюрморт» и т. д.
Публикация «Консультация для воспитателей „Средства обучения, Старый друг фланелеграф“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Фланелеграф, ковролинограф
- Темочки
Для демонстрационного сопровождения темы «портрет» абрис лица человека с прической вырезают и наклеивают на бархатную бумагу, нанося клей не ее изнаночную сторону. А затем вырезают силуэт. Тон лица желательно подобрать близким к естественному. «Детали» глаза, нос, рот и т. д. так же вырезают из бархатной бумаги. Они должны держаться на шершавой основе и в то же время легко передвигаются с места на место. Изнаночная сторона, мелких элементов, может быть разных оттенков, а лицевая разного: рот – красный; брови - черные; глаза – голубые, карие, серые, зеленые; нос, уши – естественного. Очертания схематичны:6рови – прямоугольные, рот – полумесяц и т. д.
Перед тем как дети приступят к выполнению рисунка по теме «Пропорции частей лица человека» педагог демонстрирует на фланелеграф различные типы лица в зависимости от места расположения глаз, носа, рта и т. д. Все это легко продемонстрировать на модели чем долго разъяснять словами при этом допуская возможность допущения той или иной ошибки. Так многие ребята располагают глаза слишком высоко, а губы и нос слишком низко. Или часто встречающаяся ошибка – слишком близко или далеко расположенные глаза: они или касаются друг друга, или отходят чересчур далеко (порой выходя за границы лица).
Все эти ошибки легко продемонстрировать на фланелеграфе в течение нескольких минут. Реакция детей непосредственна - они смеются над неправильным изображением лица, но признаются, что сами часто рисовали именно с такими же ошибками.
Теперь педагог может объяснить, как же правильно определит пропорции лица человека. Античное искусство установило идеальные пропорции для головы человека, согласно которым она по высоте делится пополам и горизонтальная линия, проходящая по центру, является линией глазных впадин. Каждую из этих половин делим на две равные части: верхнею – линией волос, нижнюю – основанием носа. Расстояние от основания носа до конца подбородка делим пополам - отмечаем среднею линию рта. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев нос или размеру глаза. Рот, как правило, несколько больше. Расстояние от бровей до основания определяет величину ушей.
Разумеется, каждое лицо имеет свои индивидуальные пропорции, но знать основу построения портрета необходимо, и пока не найдены пропорции лица, нельзя переходить к отделке деталей. В работе художник должен идти от общего к частному, от простого к сложному.
При демонстрации темы «Мимические изменения лица человека» педагог показывает, как в зависимости от настроения человека меняется выражение его лица. Несколько наиболее характерных психологических состояний, а именно: спокойствие, смех, плач, гнев, размышление могут быть сначала продемонстрированнны на фланелеграфе, а затем в виде схем на доске. Потом педагог показывает процесс перехода от схемы к портрету и просит ребят самостоятельно изобразить лицо человека в определенном эмоциональном состоянии.
«Портрет из овощей фруктов листьев» является плодом фантазии, но необыкновенно привлекает детей и работа идет с большим воодушевлением.
Предварительно дети выполняют зарисовки овощей и фруктов с натуры, по памяти и представлению. Их внимание обращается на то, что в основе любой формы лежат геометрические тела. Так можно провести аналогию между, казалось бы, несовместимыми понятиями, такими как портрет человека и – овощи, фрукты, ягоды. Пусть портрет будет фантазийным и сказочным – детей это не смущает, а на оборот, воодушевляет. Работы получаются оригинальными красочными привлекательными. При объяснении данной темы можно продемонстрировать репродукции картин Дж. Арчибальдо которые, как раз и представляют собой портреты из фруктов, овощей и других предметов. Прочитать сказку Дж. Родари «Чипполино».
Выполнение «Эскиза декоративного оформления посуды» требует чувства композиционного равновесия, что легко продемонстрировать на фланелеграфе сдвинув все предметы в одну сторону (вверх или вниз, вправо или влево) а так же располагая их то группами, то на равном расстоянии друг от друга. Объяснение можно построить в виде вопросов педагога и ответов детей. Затем ребенок создает на фланелеграфе собственную композицию, и его работа анализируется сверстниками. Кроме того можно использовать несколько видов росписи (хохлома, гжель,) предложив составить композицию основываясь на традициях росписи. Или предложить детям самостоятельно решить, которая из росписей подходит к тому или иному предмету. Так же можно продемонстрировать возможность (или невозможность) сочетания различных элементов классической росписи в одном предмете. Взрослый объясняет функциональное назначение отдельных предметов сервиза и разницу между предметами чайного, кофейного, столового и т. д. сервизов. Говорит об объединяющем все предметы одного сервиза рисунке, общей форме полых объемов и ручек и т. д.
Натюрморт может быть выполнен как в виде аппликации, так и в технике коллажа. Но предварительный поиск композиции, а так же демонстрацию различных предметов составляющих данный натюрморт, перемещение их на плоскости удобно производить с помощью фланелеграфа. Предметы изображаются силуэтное, в декоративной манере, что дает возможность воспринимать их как цветовые пятна композиционное равновесие должно определяться не только качеством и местом расположения объектов, но и цветовой насыщенностью отдельных форм. Конечно, детей следует познакомить и с классической манерой выполнения натюрморта красками – тогда объяснение ведется в традиционном стиле.
Но особенно детей привлекает выполнение натюрморта в технике коллажа - дети создают живописные произведения, наклеивая на основу материалы различные по цвету и фактуре. Можно сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в живописный слой произведения. Отдельные элементы коллажа наклеиваются на бархатную бумагу, а затем служат демонстрационным материалом для фланелеграфа.
Возможности фланелеграфа можно еще перечислять, но каждый педагог пожелавший воспользоваться им, вправе выбирать и самостоятельно экспериментировать.