Лактионова Олеся Александровна
Песочная терапия в ДОУ как здоровьесберегающая технология
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия – это одна из методик психокоррекции, которая базируется на работе с бессознательным. Она представляет собой целую систему игр с песком, позволяющую раскрыть индивидуальные особенности ребенка и преодолеть имеющиеся психологические трудности. Такие игры включены в программы ДОУ и служат инструментом для гармоничного и всестороннего развития дошкольника. Характеристика Сам метод был разработан швейцарским аналитиком Дорой Калфф. В его основу положен тот принцип, что если психолог предоставит безопасное пространство (в данном случае ящик с песком, то пациент будет использовать его для самостоятельного решения своих проблем.
Строя образы и картины на песке, человек неосознанно переносит на него свой внутренний мир с волнениями, конфликтами, противоречиями. При этом его душевное состояние обретет материальные формы, становится видимым для самого человека и для психолога, что помогает специалисту применить правильное терапевтическое воздействие на личность. Методика одобрена мировым научным сообществом и широко применяется в работе со взрослыми и детьми. Сейчас Sandplay (песочную игру) часто применяют в своей работе педагоги дошкольных образовательных учреждений. Песок – замечательный материал, позволяющий рисовать им, сооружать на нем и из него всевозможные конструкции и фигуры, отыскивать в его недрах скрытые «сокровища» и тому подобное. Он привлекателен своей оригинальной структурой, а соприкосновение с ним дает новые ощущения, возможность самовыражаться без использования слов, стимулирует ребенка проявлять творческую активность.
Упражнения для дошкольников Песочная терапия – это разновидность игровой терапии, поэтому специалисты активно применяют ее при работе с детьми в ДОУ. Играя в песочнице, ребенок чувствует себя комфортно. Здесь не нужны слова – образы или композиции, построенные из песка, помогают выразить все то, что еще недоступно ему передать в словесной форме. К тому же создание песочных конструкций не требует особых умений, позволяет все быстро изменить, не боясь что-то испортить, например, убрать или добавить, разрушить старое или возвести новое. Все это дает возможность применять песок для различных видов занятий в дошкольных учреждениях. Игры с песком могут быть: развивающие, направленные на развитие кинестетической и тактильной чувствительности, мелкой моторики рук, что необходимо для осуществления процесса обучения счету, чтению, письму; познавательные (такие игры знакомят с разнообразием окружающего мира); проективные, позволяющие внутренний мир ребенка сделать видимым, в результате чего становится возможным осуществить психокоррекцию личностных особенностей.
Ящик Нужен ящик длиной 70 см, шириной 50 и высотой 8 см, встроенный в специальный стол. Это важные показатели, так как именно такие размеры песочницы позволяют охватывать ее взглядом целиком. Внутреннюю поверхность песочницы лучше всего покрасить в синий или бирюзовый цвет. Во время игры ее дно может изображать водную поверхность или выступать в роли чего-то неосознанного.
Песок Для песочной терапии используется специальный кварцевый песок, но подойдет и обычный чистый, который просеяли и прокалили в духовке с целью обеззараживания. Песочницу им заполняют на объема или на треть.
Примечание. При регулярном проведении занятий, песок необходимо не реже 1 раза в месяц заменять на новый или производить его просеивание, промывание и прокаливание. Набор игрушек Коллекция должна включать различные виды игрушек, которые будут служить символическим отображением реального мира. Люди В эту категорию входят фигурки людей разного пола и возраста: мужчины (отцы, дедушки, женщины (мамы, бабушки, дети. Здесь же должны присутствовать представители разных профессий, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы, ангелы и тому подобное, спортсмены.
Организация игрового процесса Игра с песком природна и доступна для каждого ребенка, однако ее следует правильно организовать.