Гузель Хакимуллина
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Радуга творчества» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя, дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Радуга творчества» в подготовительной группе №7 МАДОУ № 32, составлена в соответствии с «Санитарно-эпидемиологичес-кими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП» 2.4.3648-20) и образовательной программы МАДОУ детский сад №32 «Дуслык» комбинированного вида г. Белебей.
Содержание кружковой деятельности: Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребёнок, родители, педагог. Возраст детей занимающихся по программе: старший дошкольный – от 6 до 7 лет. Режим занятий: подготовительная группа — количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в подготовительной группе -30 мин. (время может варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога). Цели программы: развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования; формировать эмоционально-чувственный внутренний мир на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования; развивать фантазию, воображение и творческие способности детей дошкольного возраста; заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию интересных работ, вкладывая в них все свои замыслы; обогащать знания, умения в области разных видов изобразительной деятельности; формировать умение организовывать свое рабочее место, работать аккуратно, по окончании работы приводить его в порядок; формировать гармонично развитую личность; воспитывать желание реализовывать свои мысли в творчестве.
Актуальность: Дошкольное образование является важной основой непрерывного образования подрастающего поколения, где закладываются первые азы познания ценностей окружающего мира ребенка. Одной из главных задач Нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является: «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». В связи с этим особую актуальность приобретает развитие у дошкольников изобразительного творчества, формирование творческих умений, осознание чувства прекрасного. Актуальность исследуемой проблемы объясняется, прежде всего, концептуальными взглядами на творчество как на один из главных компонентов личностной культуры. Новизна программы заключается в том, что наряду с традиционными методами художественного творчества, в программе широко используются нетрадиционные техники рисования, что несет в себе инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные, нестандартные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Рисование с использованием нетрадиционных техник доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Результат программы: Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует: - расширению и обогащению художественного опыта; - формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом; - развитию мелкой моторики рук; - обострению тактильного восприятия; - улучшению цветовосприятия; - концентрации внимания; - повышению уровня воображения и самооценки; - формированию навыков трудовой деятельности, активности и самостоятельности детей в изодеятельности; - умению находить новые способы для художественного изображения; - умению передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Материально-техническая база: Бумага разных размеров; цветные карандаши; воздушные фломастеры; восковые мелки; краски (гуашь и акварель); кисти тонкие и толстые; различные по толщине нитки и веревочки; печатки и шаблоны; баночки для воды; салфетки; палитры; зубные щетки; поролон; свечи; ватные палочки; трубочки для коктейля и т. д.
Методическое обеспечение программы: 1. Анциферова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011г. №7(72). 2. Григорьева Г. Г. Малыш в стране Акварели: М. : Просвещение, 2006г. 3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2005г. 4. Лыкова И. А. Цветные ладошки - авторская программа М. : «Карапуз-дидактика», 2007г. 5. Никитина А. Нетрадиционные техники рисования//Каро 2010г. 6. Швайко Г. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная группа. Программа, конспекты //ВЛАДОС 2008г.
Календарно – тематический план кружка «Радуга творчества»
Месяц Тема занятия Программное содержание Методические приемы Оборудование
Сентябрь
Диагностика Свободное экспериментиро-вание с материалами Совершенствовать умения и навыки в свободном экспери-ментировании. По выбору ребёнка
Сентябрь Диагностика Свободное экспериментиро-вание с материалами Совершенствовать умения и навыки в свободном экспери-ментировании. По выбору ребёнка
Сентябрь «Волшебные краски». Вспомнить свойства различных материалов; вызвать у детей интерес к изобрази-тельному искусству. 1. Рассказ педагога. Демонстрация техники. 2. Практическая работа. 3. Итог. Различные виды бумаги, палитра, краски, кисти, баночки с водой, салфетки.
Сентябрь «Осень разноцветная» Формировать эстетические познания о цветах. Смешивать основные цвета. Различать холодные и теплые цвета. 1. Вводная беседа по картине И. Левитана «Золотая осень» 2. Самостоятельная работа детей. 3. Итог. Бумага, гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, салфетки.
Октябрь «Четвероногий друг». Познакомить с приёмами «рисования» пластилином. Учить создавать образ животного. 1. Беседа о собаке. Показ необычного способа рисования с помощью пластилина. 2. Практическая работа. 3. Итог. Картон, пластилин, доски, стеки, салфетки.
Октябрь «Осенние тучи на небе». Рисование смятой бумагой. Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию. 1. Отгадывание загадок. Демонстрация рисования. 2. Самостоятельная деятельность детей. 3. Итог. Бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.
Октябрь «Ежик с яблоками». Нетрадиционная техника рисования смятой бумагой. Учить рисовать, используя различные способы. 1. Вступительная беседа. Освоение техники печатание фруктами (оттиск). 2. Самостоятельная работа детей. 1. Итог. Шарики из мятой бумаги, яблоки маленького размера, бумага, краски, кисти, салфетки баночки с водой.
Октябрь «Золотая осень». Познакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений». Развивать у детей видение художественного образа через при-родные формы. 1. Беседа по картине В. Паленова «Золотая осень» Показ рисования-печатания. 2. Самостоятельная работа. 3. Итог. Осенние листья различной формы и цвета. Бумага, краски, гуашь, кисти салфетки, баночки с водой.
Ноябрь «Отражение в воде». Совершенствовать технику рисования монотипия акварельными красками «по сырому», с получением отпечатков. 1Отгадывание загадок. Беседа. 2. Самостоятельная деятельность детей. 3. Итог. Бумага, акварель, кисти, салфетки, баночки с водой.
Ноябрь «Морские обитатели» Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (медузы - осьминоги). 1. Вступительная беседа. Слушание песенки. Рассмат-ривание картинок. 2. Самостоятельная работа детей. 3. Итог. Бумага, краски, кисти, карандаши, салфетки, баночки с водой.
Ноябрь «Сказочный портрет (Коло-бок». Совершенствовать новую технику рисования – пластилинография. Развивать умения в данной технике, чувство цвета. 1. Вступительная беседа. Демонстрация техники 2. Практическая работа. 3. Итог. Картон, пластилин, доски, стеки, салфетки.
Ноябрь «Прекрасна природа Башкортостана». Развивать творчество, учить передавать образ природы в рисунках, использовать различные способы. Учить накле-ивать персонажей вырезанных из журналов. 1. Вступительная беседа. Учим сочетать рисование и аппликацию. Демонстрация коллажей. 2. Самостоятельная работа детей. 3. Итог. Бумага, краски, простые карандаши, кисти, персонажи и элементы, вырезанные из журналов, клей.
Декабрь «Первый снег». Учить новому способу рисования пальчиками. Развивать фантазию, воображение. 1. Вступительная беседа. Стихи о снеге. Демонстрация техники. 2. Практическая работа. 3. Итог. Бумага голубая, гуашь белая, кисти, салфетки, баночки с водой.
Декабрь «Зимнее дерево». Совершенствовать нетрадиционную технику черно-белого граттажа. Упражнять в исполь-зовании таких средств выразитель-ности, как линия, штрих. 1. Вступительная беседа. Рассматривание иллюстраций. 2. Самостоятельная работа. 3. Итог. Подготовленная основа (восковые мелки, гуашь черная, синяя, деревянные палочки, салфетки.
Декабрь «Ёлочные игрушки». Нетрадиционная техника рисования – набрызг. Учить самостоятельно выбирать сюжет. 1. Рассматривание образца. Показ приемов рисования. 2. Самостоятельная деятельность детей. 3. Итог. Бумага, гуашь, зубные щётки, салфетки, трафареты ёлочных игрушек.
Декабрь «Письмо Деду Морозу». Учить изображать свои желания через рисунок, самостоя-тельно выполнять работу в понравив-шейся технике. Развивать фантазию. 1. Чтение стихов. Рассказ о традиции справлять Новый год. 2. Самостоятельная работа. 3. Итог. Бумага, материалы по желанию ребёнка.
Январь «Ледяное царство в голубой сказке». Продолжать знакомить с техникой рисования–набрызг. Учить создавать образ дворца из разных прямоугольников. 1. Рассматривание образцов. Беседа. 2. Самостоятельная деятельность детей 3. Итог. Бумага, гуашь, зубные щётки, салфетки, трафареты деревьев, сугробов, снежинок.
Январь «Снеговики». Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного обра-за. Создаём радост-ное настроение. 1. Чтение стихотворения Беседа. Загадывание загадки. 2. Самостоятельная деятельность детей. 3. Итог. Бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.
Февраль «Снегири на ветках».
Формировать навыки рисования способом «тычка» щетинистой кистью. Выразительно изображать птицу. 1. Получение письма. беседа. 2. Самостоятельная деятельность детей 3. Итог. Бумага, краски, кисти щетинистые, образцы, палитра, баночки с водой, салфетки.
Февраль «Подарок папе». Развивать воображе-ние, творчество, учить использовать различные техники в работе. 1. Вводная беседа. 2. Самостоятельная работа детей. 3. Итог. Бумага, карандаши, клей, ножницы, кисти.
Февраль «Красивые снежинки». Освоить технику свеча+акварель. Закреплять умение тонировать рисунок. 1. Вводная беседа. Загадки. Рассматривание иллюстраций. 2. Самостоятельная работа детей. 3. Итог. Бумага, свечи, акварель, кисти, карандаши, салфетки, баночки с водой.
Февраль «Февральская метель». Вызвать интерес к рисованию в техники фроттаж. Закреплять умение использовать карандаши, трафаре-ты. Развивать аккуратность. 1. Рассматривание снежинок. Показ техники. 2. Самостоятельная деятельность детей 3. Итог. Бумага, цветные карандаши, трафарет – заготовки снежинок.
Март «Подарок маме к 8 Марта».
(рисование + аппликация). Развивать воображение, творчество, учить использовать различные техники в работе. 1. Рассказ педагога. 2. Практическая совместная работа. 3. Итог. Бумага, карандаши, клей, ножницы, кисти.
Март «Полянка из одуванчиков». Осваиваем метод тычка. Закреплять умение самостоя-тельно рисовать ме-тодом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. 1. Рассказ педагога. Беседа по картине И. Левитана «Одуванчики» Демонстрация техники. 2. Практическая работа. 3. Итог. Бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.
Март «Синички». Рисование птиц с использованием ватных дисков. Воспитывать аккуратность. 1. Беседа. Рассматривание синички, ее особенностей. 2. Практическая деятельность. 3. Итог. Бумага, ватные диски, гуашь, кисти, простые карандаши салфетки, баночки с водой, образцы.
Март «В гостях у башкирской народной сказки». Учить рисовать сю-жеты по мотивам сказок. Подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных персонажей. Учить рисовать с помощью поролонового тампо-на по трафарету. 1. Вспомнить башкирские народные сказки. Рассматривание картинок. 2. Самостоятельная деятельность. 3. Итог. Краски, поролоновые тампоны, бумага, трафареты, кисти, салфетки, баночки с водой.
Апрель «Космические дали». Совершенствовать новую технику рисования – граттаж. Дать понятие о технике граттаж. 1. Вступительная беседа. 2. Выполнение работы детьми. 3. Итог. Загрунтованная бумага, зубочистки, простой карандаш.
Апрель «Весна в «Дуслыке». Учить изображать природу родного края с помощью техники «кляксография», строение дерева. Развивать любовь к природе, желание передавать ее красоту. 1. Рассказ и демонстрация новой техники «кляксография» 2. Практическая работа. 3. Итог. Бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой, трубочки для раздувания клякс.
Апрель «Лисичка-сестричка». Закрепить умение работать печатью по трафарету. Учить создавать сюжетную композицию. 1. Загадка. Беседа. 2. Продуктивная деятельность. 3. Итог. Бумага, гуашь, трафареты, кисти, салфетки, губка, ба-ночки с водой, палитра.
Апрель «Это загадочный космос». Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг. Развивать умение самостоятельно располагать изображение. 1. Беседа о космосе. Рассматривание альбомов, иллюстра-ций. Чтение стихов. 2. Совместная работа над коллажом. 3. Итог. Бумага, гуашь, кисти, зубные щетки салфетки, баночки с водой.
Май «Весеннее солнышко». Упражнять в технике рисования ладошками. Формировать умение создать коллективный рисунок. 1. Беседа, пальчиковая гимнастика. 2. Самостоятельная работа. 3. Итог. Бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.
Май «На дне морском». Знакомство с новой техникой рисования мыльными пузы-рями. Тонированние бумаги мыльными пузырями и допол-нение композиции объектами морского царства. 1. Показ образцов различных рыб, жителей океана. 2. Самостоятельная деятельность детей 3. Итог. Бумага, гуашь, кисти, трубочки, салфетки, баночки с водой.
Май «Павлин». Совершенствовать умение делать отпечатки ладоней и дорисовывать их до образа пальчиками. Создать радостное настроение. 1. Загадывание загадки. Объяснение. 2. Самостоятельная деятельность детей. 3. Итог. Бумага, гуашь, кисти, салфетки, баночки с водой.
Май «Красивый пейзаж».
Итоговое занятие.
Организация выставки работ. Уметь рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстети-ческие чувства. 1. Беседа, подведение итогов. 2. Самостоятельная работа. 3. Итог-выставка. Бумага, салфетки, баночки с водой, материалы для различных техник рисования.