Соловьева Марина Павловна
Средства и приемы развития словаря у детей старшего дошкольного возраста
Средства и приемы развития словаря
у детей старшего дошкольного возраста
Слайд 1
Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д.
Публикация «Средства и приемы развития словаря у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Слайд 2
Словарь : пассивный, активный
Слайд 3
Словообразование : образование сущ. с ум. -ласк. суффиксами
образование относительных прилагательных
образование притяжательных прилагательных
образование антонимов
образование приставочных глаголов
Слайд 4
Особенности словаря детей с ОНР
Задача педагогов не только обогащать, закреплять, уточнять, активизировать словарный запас, но и устранять нелитературные слова из речи ребенка.
Слайд 5
Средства обогащения и активизации словаря :
• Рассматривание и обследование предметов
• Наблюдения за животными, растениями; за деятельностью взрослых
• Осмотры помещения детского сада, целевые прогулки
• Экскурсии (социальное окружение, природа)
• Показ картин с незнакомым (малознакомым) содержанием
• Рассматривание картин знакомого содержания
• Чтение и рассказывание литературных произведений
• Показ видеофильмов, просмотр телепередач
• Дидактические игры с игрушками, предметами и картинками
• Словесные игры
• Лексические (словарные) упражнения
• Загадывание и отгадывание загадок
• Рассказывание детьми (разные типы связных высказываний на разном материале)
Слайд 6
Общие Приемы обогащения и активизации словаря :
1. Утрированное называние (или образец произношения) нового или трудного слова с указанием для повтора. Для того чтобы дети обращали на это слово внимание, восприняли его без искажений мы произносим слово с подчеркнуто чёткой дикцией, медленно. Используем интонирование голоса, паузу перед словом и прямое словесное указание для повтора: «Да, мне тоже запомнился этот взъерошенный воробей. - Запомнили? Как я сказала о воробье» Послушайте ещё раз это слово : взъерошенный. Повтори»
2. Называние сопровождаемое показом объекта. «Посмотрите, внутри плиты большая духовка». Открываем дверцу духовки и показываем жестом.
3. Называние слова сопровождаемое толкованием (заменой знакомым словом или сопоставлением со знакомым синонимом, сравнение со знакомым антонимом). Например, аквариум – стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно. Шоссе – это автомобильная дорога с твердым асфальтовым покрытием.
Д/и «Узнай слово по его описанию».
Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки (лес, сад). Я буду описывать изображенное на картине, а вы узнайте о каком слове идет речь.
«Участок земли, засаженный фруктовыми деревьями, кустами, цветами (сад)
4. Называние слова сопровождаемое толкованием через практический показ детей. Например: птицы летят клином. Предлагаем детям самим выстроиться клином.
5. Включение слова в предложение, показывание его сочетания с другими словами. Например: Кто такие пассажиры? В передние двери автобуса входят пассажиры; В автобусе едут пассажиры;
Слайд 7
6. Неоднократное повторение слова в течение занятия самим педагогом, отдельными детьми, повторение хором.
7. Объяснение происхождения (этимология) слова. (многосложные слова)
Например: почему так говорят: грузовик – грузы возит.
Поощряются вопросы детей о происхождении слов.
8. Вопрос.
вопрос может содержать часть ответа («Что выкопали осенью?» (картошку)
вопрос может быть общим «Что сделали с овощами осенью?» (картошку выкопали, капусту срезали)
вопрос может быть с подсказкой («Что выкопали осенью картошку или капусту?»)
9. Приём сравнения, а также группировки предметов по определённому признаку.
Например:
сравнение – «Как сказать правильнее – большая башня или высокая башня; маленькая веревочка или коротенькая веревочка»?
группировка – «Солнечный – это? (День, луч, свет)
«Письмо от зайца»
Зайчик пишет письмо друзьям, живущим на юге. Они не знают что такое зима. Давайте поможем зайчику подобрать нужные слова.
Приходит долгожданная …. Часто идет… Дует студеный…. Крепчает …. На стеклах морозные …Стали совсем короткими …. Длинными стали… Метет…. На реках и озерах прочный и толстый …
10. Детям предлагают поразмышлять над новым словом («Стоял погожий осенний день, - Как вы думаете «погожий», какой это был день?»).
Слайд 8
Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имен существительных, прилагательных, глаголов и наречий.
Усвоение лексики ребенком начинается с усвоения имен существительных.
Слайд 9
приёмы толкования значений слов :
а) объяснение значений слов путём показа картинки;
б) сопоставление слова с другими словами (лавка – скамейка без спинки)
в) объяснение этимологии слова (вертолет – вертится, летит);
г) составление словосочетаний и предложений с объясняемым словом;
д) пояснение слова другим словом, близким по значению (знойный – очень жаркий);
е) объяснение значения слова через его определение (что такое Подушка -постельная принадлежность в виде зашитого со всех сторон мешка с наполнителем из мягкого материала (пуха, пера, поролона и т. п.).;
Слайд 10
Должна проходить работа с многозначными словами. Многозначными могут быть как существительные, так и прилагательные и глаголы.
Здесь можно рекомендовать такие приемы :
1) объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте (ушко ребёнка и ушко иголки; лист бумаги и лист дерева);
2) составление предложений с многозначными словами (школьник идет в школу. Из трубы идет дым. На улице идет дождь.)
3) подбор близких по смыслу слов к значению многозначного слова (железная решетка, дисциплина, воля – крепкая, несгибаемая.)
5) рисование на тему многозначного слова (Кисть — художника, кисть руки, кисть рябины)
6) нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках и т. п. (вот иголки и булавки выползают из-под лавки…иголка ежовая, сосновая, портновская)
7) придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.
(Бить — бить баклуши, бьет копытом, палкой, бьет фонтан)
Слайд 11
Большие возможности в старшей и подготовительной группах открываются для работы над синонимами. В этой работе целесообразно использовать следующие приё мы:
а) подбор синонимов к изолированному слову (трусит – боится);
б) замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений (ребенок играет с мячом. Малыш играет с мячом);
в) составление предложений со словами синонимического ряда (буран, метель, вьюга, пурга) На улице началась метель. Буран не затихал 2 дня. За окном завывала вьюга;
д) составление рассказа со словами синонимического ряда
Слайд 12
Какие приемы я применила при введении в словарь слова «вьюга»
Это вьюга. Вика повтори, что это? Давайте хором повторим это слово (вьюга)
Вьюга – сильный ветер со снегом. Вьюга, метель, пурга. Вьюга заносит снегом дороги, наметает сугробы.
«Из-за ветра, из-за вьюги опустели все пути
Не придет к тебе подруга вечер вместе провести»
- Почему не придет подруга? (Замела вьюга дорожки, пробираться нелегко).
- Составьте предложение со словом вьюга.
Слайд 13
Фразеологизмы
Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.
К концу старшего дошкольного возраста, дети овладевают лексикой настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. В этот период в основном уже должно, заканчиваться формирование ядра словаря.
Слайд 14
Спасибо за внимание. Успехов в работе.