Светлана Мурадян
Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнила: Мурадян Светлана Левановна
специальность: воспитатель ГБДОУ детский сад №74 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга
Публикация «Способы развития воображения в изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Обучение детей изобразительному искусству предусматривает наряду с приобретением ими изобразительных умений и навыков развитие воображения. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движение. Методика должна включать применение разнообразных приемов в зависимости от поставленных задач, возраста и общего развития детей.
Большое внимание в построении всей системы обучения изобразительному искусству должно уделяться воспитанию воображения ребенка. В своей работе по руководству изобразительной деятельностью детей педагог должен сочетать методы коллективного обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Отечественная педагогика считает бесспорным зависимость правильного развития всех сторон личности от обучения. Развитие воображения и творческих изобразительных способностей также подчиняется этой закономерности.
Идеалистичность зарубежных теоретиков в понимании развития воображения у дошкольников особенно видна, когда ставится вопрос о роли обучения и воспитания. Почти все исследователи согласны с теорией спонтанного развития ребенка, хотя в теоретических положениях отводят большую роль педагогу. Так, профессор Лоуэнфельд пишет: «Идеалистическая концепция ребенка как врожденного художника, которому нужно получить лишь художественные материалы и ничего больше, чтобы начать творить, принесла такой же вред, как и прежнее игнорирование детского творческого импульса».
Несмотря на это положение, очень много внимания уделяется интуиции и самовыражению, которые понимаются в идеалистическом плане как самопроизвольные понятия, оторванные от влияния окружающей действительности. Это сказывается, прежде всего, в разрыве творческого и интеллектуального развития.
Для новой системы художественного воспитания во Франции характерно глубокое преклонение перед художественно-творческими возможностями детей. Детские рисунки определяются как «шедевры», основанные на интуитивном творчестве; взрослые утрачивают эту непосредственность выражения.
Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности.
Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно, постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта.
В этой связи можно говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение : творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.
Важнейшими составными частями процесса творческого воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы “рассекается” на части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация – это объединение диссоциированных и измененных элементов.
Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, оно способно давать новые и неожиданные результаты.
Новым и прогрессивным в рассмотренных теориях является то, что развитие воображения в изобразительной деятельности поставлено основной задачей эстетического воспитания, и возможность такого развития признана за всеми детьми, большая роль отводится среде, педагогу. Но все эти положения сочетаются с неверными обоснованиями и неправильными методологическими выводами.
"Истоки воображения и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" – утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
К изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.
Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые половые различия.
Лепка позволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т. д. Ценно, что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с детьми, поступающими в школу.
Важно, чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного возраста, героев конкретной сказки – Незнайку, Чебурашку и т. д. Он должен уметь передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.
Занимаясь аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры, орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.
В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в рисовании.
Ребенок успешно овладевает письмом, если он умеет производить рукой ритмичные, равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление.
Изобразительная деятельность - одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения действительности, в рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты.
Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке. Рисование — это не только забава, но и творческий труд.
По мнению А. В. Запорожца, по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план деятельности, который отсутствует в раннем детстве. Рисунок выступает в роли материальной опоры данной деятельности.
В. С. Мухина отмечает, что изобразительная деятельность, оказывая специфическое влияние на развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть, позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по-своему и лишь позже - по принятым изобразительным законам. Использование цвета постепенно начинает влиять на развитие непосредственно восприятия и, что еще более важно, эстетических чувств ребенка.
Изобразительная деятельность ребенка и продукты этой деятельности были всегда предметом внимания психологов и педагогов. Существуют разные направления исследования детского рисунка. Современные исследователи акцентируют свое внимание на изучении возрастной эволюции рисунка ребенка, т. е. как рисунок меняется с возрастом ребенка; на психологическом анализе самого процесса рисования; на измерения одаренности посредством результатов изобразительной деятельности детей. Рисунок ребенка - всегда загадка. В нем отражаются его знания об окружающем мире: что он видит, слышит, все его чувства и переживания.
Педагоги и психологи отмечают, что дошкольный возраст - уникальный в своем роде период жизни человека. Его своеобразие заключается в особой чувствительности, сензитивности к усвоению различных сфер окружающей действительности, в познании их, и сложно не согласится с тем, что умения нужно развивать именно в период дошкольного детства. Особенно важным для развития психики ребенка является овладение движениями рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений.
Определяя способность к рисованию, отечественные исследователи В. И. Киреенко, А. Г. Ковалев, Н. П. Сакулина подчеркивают необходимость развития умений, скоординированности действий глаз и руки ребёнка.
Таким образом, единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических умений и навыков необходимо. Занятия изобразительной деятельностью способствуют оптимальному и интенсивному развитию всех психических процессов и функций, приучают ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. При создании образов дети используют прием антропоморфизации - одушевления предметов; поскольку часто встречается с ним при слушании сказок. Более сложным приемом, который используют дошкольники, выступает агглютинация. Ребенок, создавая новый образ, соединяет в нем, казалось бы, несоединимые стороны разных объектов. Смещение величины, приводящее к преуменьшению или преувеличению величины персонажей, приводит также к созданию оригинальных образов.
В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы сначала с помощью элементарных приемов - изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию и, как правило, невыразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. У старших дошкольников образы в рисунках становятся все более оригинальными.
Освоение приемов и средств создания образов приводит к тому, что и сами образы становятся разнообразнее, богаче. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типичное в объекте. Образы воображения у ребенка становятся все более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными, личностным смыслом.
«Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение». При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно- осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребенка, дает возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приручая ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок уже в раннем детстве начинает манипулировать карандашами и бумагой, создавая каракули. Постепенно ребенок уходит от бездумных чирканий по бумаге. Он начинает понимать функцию карандашей, его движения становятся более точными и разнообразными. Это период до изобразительной деятельности. Рисунок появляется, когда ребенок связывает некоторые из своих каракуль с предметами и специально создает воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения является началом изобразительной деятельности.
Вначале стремление изобразить с воспоминанием знакомого ему графического образа. Чаще всего это кругоподобные кривые, в которых ребенок «видит» дядю, тетю и т. д.
Постепенно такое изображение его уже не удовлетворяет, и он начинает искать новые графические образы. Появляются «головоноги». Значительный скачек в развитии, как самого ребенка, так и рисования, происходит в дошкольном возрасте. Под влиянием взрослых появляются изображения домов, деревьев, цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны и начинает рисовать то, что ему интересно. Все, что только он способен вообразить, представить в своей фантазии, ребенок пытается нарисовать. У многих наблюдается интерес к фантастическому миру, они рисуют волшебников, принцесс, фей, колдунов т. п.
Дети рисуют и то, что происходит в реальной жизни взрослых. Рисование, как и игра, помогает ребенку освоить его социальное окружение, мир, в котором он живет.
Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребенка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые.
Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребенок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения.
В старшем дошкольном возрасте воображение ребёнка становится управляемым. Развиваются действия воображения : замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом. Воображение перестаёт сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности.
Воображение начинает предварять практическую деятельность; объединяясь с мышлением в процессе творчества, воображение выполняет в нём характерную функцию, отличную от той, которую выполняет в нём мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению.
Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребёнок начинает контролировать и определять характер своего воображения - воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.
Изобразительная деятельность позволяет детям старшего дошкольного возраста отображать в художественных образах свои впечатления об окружающем мире, выражать свое отношения к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей. Аппликации как один из распространенных видов изобразительной деятельности, включающее рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым увлекательным видом деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Создание художественных работ из различных геометрических фигур, вырезанных из разнообразных видов бумаги, ткани, природного материала и нанесенных на фон, представляет собой аппликацию.
М. А. Гусакова, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова утверждают, что создание художественного образа средствами аппликации считается самым элементарным и доступным способом, при котором сохраняется реалистичная основа изображения.
Формирование изобразительных навыков и умений и развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста способствуют занятия аппликацией.
Для развития творческого воображения, фантазии, творческих способностей у детей, аппликация включает значительные возможности. При создании аппликационной работы дети используют разнообразные геометрические фигуры, разнообразный материал. Составляют узоры из готовых фигур или вырезанных самими детьми, что позволяет во время изготовления работ развивать, творческое воображение у детей так как узоры составляются, по замыслу ребенка.
Аппликация способствует умственному, всестороннему развитию детей старшего дошкольного возраста. В процессе НОД по аппликации организовываются условия, при которых развиваются сенсорные эталоны (знакомство с качествами и свойствами предметов). При реализации программных задач в НОД по аппликации приобретаются навыки и умения трудовой деятельности, развивается художественный вкус при помощи различных материалов и техник.
Для НОД по аппликации требуется следующий материал - бумага разного вида, ткань, кожа, мех, природный материал. Дети старшего дошкольного возраста способны использовать такие выразительные средства, как силуэт, который носит стилизованный характер или детализированный силуэт. Цвет так же является изобразительным средством, при этом имеет значение яркость. Выразительным специфическим средством аппликации является фон. Большую роль в создании аппликативного образа играет композиция, композиция тесно связана с форматом. Способность точно подобрать размер и форму фона в соответствии с композиционным решением, является проявлением достаточно высокого уровня художественных умений ребенка.
В старшем дошкольном возрасте аппликация является одним из самых любимых видов деятельности детей. В НОД по аппликации дети осваивают разнообразные умения, которые влияют не только на их общее развитие, но и на развитие творческого воображения.
Сущность творческого воображения заключается в способности замечать и выделять в объектах и явлениях характерные приметы, свойства и переносить их на другие предметы, то есть в сотворении новейшего образа. Важнейшей задачей творческого воображения является воссоздание ожидаемого результата до его реализации.
Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста на каждом этапе развития действует особенным образом, свойственно конкретному периоду развития, на котором находиться ребёнок. Воображение зависит от опыта, а опыт ребёнка формируется и увеличивается постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого.
Аппликация выступает одним из средств развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста. В процессе аппликации у детей появляется интерес к данному виду изобразительной деятельности, что способствует развитию творческого воображения.
Список литературы
1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012
«Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
3. Аркин Е. Л. Ребенок в дошкольные годы. - М. : Наука+, 2012. - 234 с.
4. Агеева С. И. Обучение с увлечением / С. И. Агеева. - М. : Истоки, 2011. - 64
5. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4–7 лет : Игровые технологии. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.
6. Ануфриева Г., Вдовкина С., Огороднова О. Воображение и творчество // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - 120 с.
7. Аджимуратова А. Р. Организационно-педагогические условия творческой работы детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - № 10. С. 1155-1158.
8. Безруких M.M. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. - М. : ЭКСМО, 2010. - 224 с.
9. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду. - М. : Мозайка- Синтез, 2010. - 256 с.
10. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. очерк: Кн. для учителя. - М. : Просвещение, 2011. - 332 с.
11. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. - М. : ЭКСМО, 2012. С. 89.
12. Вербенец А. М., Вершинина Н. А., Горбова О. В., Немченко Л. В. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста. - М. : Новое Просвещение, 2012. - 267 с.
13. Грибанова М. В. Развитие творческой активности детей 3-7 лет средствами аппликативной деятельности. (Пермский гос. пед. ун-т) – Пермь 2013.
14. Дьякова Н. Н. Применение техник нетрадиционного рисования для развития изобразительных умений детей // Молодой ученый. - 2012. - № 6. С. 386-389.
15. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М. : АсТ, 2012. С. 145.
16. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб., изд. «Питер», 2012.
17. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольника. - М., 2007.
18. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. - М., Московский психолого-социальный институт. 2011.
19. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред. -составитель Л. А. Карпенко. - 2-е изд., расширенное, испр. и доп. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 2012.
20. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., изд. «Смысл», 2014
21. Макарова Е. В. В начале было детство. - М., изд. Педагогика, 2013.
22. Мухина В. С. Детская психология. Изд. Просвещение, 2015 г.
23. Палагина Н. Н. Воображение у самого истока. - М., изд. Московский психолого-социальный институт, 2007.
24. Психология детства. Под ред. А. А. Реана. СПб., 2016.
25. Рибо Т. «Творческое воображение». СПб., 2011 г.
26. Виноградова Е. Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет. // Психологическая наука и образование. 2014 г.