Ольга Дмитриева
Особенности развития воображения старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст один из важных периодов в становлении личности ребенка. В этот период происходит психическое и физическое развитие организма. Ребенок познает окружающий мир, активно общается. Все изменения, происходящие в его жизни, приобретенный опыт необходимы для дальнейшего существования в социуме.
Публикация «Особенности развития воображения старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В научных исследованиях отображается значимость воображения. Ребенок растет, знакомится с окружающим миром, накапливает опыт. Потом полученные знания, впечатления он переносит в игру, в рисование. Играя, занимаясь изобразительной деятельностью, у ребенка развивается воображение.
Н. И. Стрелянова утверждала, что воображение отсутствует у ребенка до 3 лет. М. М. Рыбакова считала, что воображение развивается только к 5 годам. Н. Н. Палагина считала, что воображение появляется уже в возрасте двух лет. Такие разногласия связаны с тем, что у взрослого человека уже развито воображение, мышление, личное мнение, что мешает оценить творческие способности ребенка. Дьяченко, Смирнова, Палагина отмечали, развитие воображения можно разделить на несколько этапов. Первый этап происходит в 2,5-3 года. Ребенок уже начинает отделять образ от предмета и обозначать образ с помощью слова, использовать предметы-заместители. Но он еще не может спланировать последовательность действия, этапы создания изображения. В возрасте 4-5 лет происходит второй этап развития воображения. Ребенок активно участвует в ролевых играх, с удовольствием занимается художественной творческой деятельностью.
В этом возрасте воображение выполняет уже специфическую функцию. Ребенок мысленно представляет ситуацию, планирует какое-либо действие, делает, смотрит на результат, после чего снова планирует действие. В возрасте 6-7 лет происходит третий этап в развитии воображения. В игре, в изобразительной деятельности ребенок самостоятельно использует свою фантазию. Ребенок способен отклоняться от стандартов, придумывать новые образы и создавать новые продукты воображения. Если раньше в рисунках ребенка квадрат становился домом, то теперь квадрат становится частью чего-то, например, глазом робота и т. д. Психологи отмечают, что возраст 5-6 лет – сензитивный в развитии творческого воображения, именно в этом возрасте оно развивается очень стремительно, ярко выражено
Т. Г. Казакова выделяла некоторые особенности при переходе ребенка от среднего дошкольного возраста к старшему :
• ребенок стремиться к самовыражению своего «я», что наиболее успешно можно реализовать через творческую деятельность;
• ребенок накапливает опыт, старается брать инициативу в свои руки и действовать самостоятельно, творчески;
• исходя из своих интересов и желаний, ребенок претворяет в жизнь свои замыслы, используя при этом соответствующие средства;
• творческая деятельность ребенка отличается уникальностью, эмоционально выразительная.
Ученые выделяют несколько особенностей развития воображения дошкольников. В младшем возрасте ребенок может представить, переименовать предмет только взаимодействуя с ним, в среднем и старшем возрасте ребенок уже начинает сам принимать на себя определенную роль, представлять. Если младшему дошкольнику необходимы иллюстрации при чтении художественных произведений, то к 5 годам ребенок может представлять образы уже без наглядной опоры. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка уже осознанное, он уже планирует какую-либо деятельность и реализует ее. Часто в этом возрасте ребенок начинает фантазировать, придумывать истории или изображать каких-нибудь сказочных несуществующих персонажей. Дошкольник может выдумать себе лучшего друга, дать ему имя, с которым будет играть, попадать в различные истории и переживать настоящие приключения.
В младшем дошкольном возрасте у ребенка отсутствует замысел при создании изображения, или очень неустойчив. Поэтому когда учитель просит ребенка нарисовать то, что ребенок хочет, возникают проблемы. Происходит это потому, что младший дошкольник не может еще руководить своим воображением, не может спланировать действия. Возраст 5-6 лет характеризуется переходом от воссоздающего воображения к творческому. На основании полученных ранее знаний, впечатлений, опыта, дошкольник сам начинает оперировать образами, комбинировать их, видоизменять и создавать совершенно новый творческий продукт, не опираясь на репродукцию. Спорным остается тот факт, что воображение ребенка богаче, оригинальнее и ярче, чем воображение взрослого человека. Дети часто придумывают фантастические истории, разговаривают с вещами и игрушками. Поэтому часто кажется, что у дошкольников богатое воображение. Просто ребенок живет в своем мире фантастики и сказок, может преувеличивать, выдумывать, свободно воображать.
По мнению Выготского, воображение дошкольника беднее, чем у взрослого человека. Оно развивается постепенно, основывается на полученном ранее опыте, на эмоциональных впечатлениях, которые он испытал. Л. С Выготский так же отмечал, что в основе воображения всегда лежит восприятие и накопленный опыт. Все, что ребенок когда-то видел, слышал, чувствовал, послужит в дальнейшем фундаментом для развития его воображения. Так как у взрослого человека жизненный опыт гораздо богаче и разнообразнее, то воображение дошкольника беднее. Вейсман считал, что развитие воображения ребенка зависит от среды его обитания. Ребенок использует те возможности и развивается только в тех условиях, которые существуют в окружающем его мире.
Особенность развития воображения и в том, что сначала взрослый целенаправленно влияет на его развитие, побуждает ребенка к произвольному созданию образов. К 5 годам ребенок уже самостоятельно представляет замыслы, реализует их. Ученые отмечают несколько факторов, от которых зависит развитие воображения. Л. С. Выготский утверждал, что воображение развивается благодаря развитию речи дошкольника. Исследования показывают, что из-за задержки или каких-либо нарушений речи у детей отмечается недоразвитие воображения. Ведь именно благодаря возможности говорить, дошкольник может представить и описать воображаемый предмет, оперировать им, проводить различные комбинации. Так же он считал, что воображение, «является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития».
Игра – это одна из основных и первых видов деятельности, где ребенок начинает особенно активно использовать свое воображения, больше фантазировать, придумывая различные образы, ситуации. Так как ребенку иногда трудно придумать сюжет в игре, то часто на помощь приходит взрослый, который направляет ребенка, предлагает ему какую-нибудь ситуацию, и дальше ребенок сам начинает воображать.
Воображение может проявляться не только в игре. Развитию воображения способствует изобразительная деятельность, театральная деятельность, литературное творчество. Можно предположить, что возраст 5-6 лет лучше всего подходит для развития творческого воображения. В старшем возрасте у ребенка уже больше опыта, лучше развито сенсорное восприятие, более точное представление об окружающих его предметах, цветах. В этом возрасте дошкольник уже знает немало изобразительных техник для передачи изображения объекта, умеет выделять составные части объекта, изменять их, комбинировать. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом, последний должен иметь сходство с замещаемым предметом. Далее необходимость во внешних опорах уходит на второй план. В 4-5 лет у детей появляются творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются ситуативные мечты о будущем, нередко неустойчивые, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Таким образом, опорой для создания образа служит и реальный объект, и представления, выраженные в слове.
Дошкольник поднимается над ситуацией и видит ее глазами разных людей, животных, предметов. Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предмет фантазии все то, что волновало, увлекло ребенка, поразило. Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. В дошкольном возрасте особенности воображения заключаются в следующем: оно имеет произвольный характер; становится деятельностью, превращаясь в фантазирование; переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. Л. А. Венгер считает, что главная особенность воображения старшего дошкольного возраста состоит в овладении способностями к замещению и наглядному моделированию. Данное умение проявляется при решении разнообразных задач: наглядные модели могут выступать в качестве плана создания целостных продуктов воображения.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игровой ситуации ребёнок начинает использовать предметные (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля) и ролевые замещения. И это начало пути, ведущего к усвоению и использованию всего богатства человеческой культуры, закреплённой и передающейся из поколения в поколение в виде таких систем знаков, как устная и письменная речь, математическая символика, нотные записи и т. п. Использование внешних реальных заместителей переходит в использование заместителей внутренних, образных, а это перестраивает все психические процессы ребёнка, позволяет ему строить в уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при решении разнообразных умственных задач. Наиболее типичная для детей дошкольного возраста форма таких представлений - построение и использование наглядных моделей (типа схемы, плана, чертежа).
Ещё одно приобретение в интеллектуальном развитии, непосредственно связанное с игрой, - формирование способности становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи его глазами. Замещение и моделирование явлений, действительности, формирующиеся в игре, носят не пассивный, а активный характер. Так, необходимость использовать в игре не те предметы, которые употребляются в деятельности взрослых, а другие, лишь напоминающие их и позволяющие выполнять игровые действия, толкает детей на путь поиска подходящих заменителей; один и тот же заменитель начинает использоваться для обозначения разных предметов, и наоборот. А это уже элементы воображения, творчества. Ещё больший толчок развитию воображения даёт сопоставление модели, создаваемой в игре, с самой моделируемой действительностью. За собственными игровыми действиями и действиями партнёров ребёнок начинает видеть второй, воображаемый план.
Таким образом, развитие мышления в игре неразрывно связано с развитием воображения. Разумеется, что было сказано выше о развивающем значении игры, действительно при условии, когда сама игра достигает у дошкольников достаточно высокой степени развития. А для этого систематическое и умелое руководство ею со стороны взрослых. Да и при наличии такого руководства те интеллектуальные качества, которые несёт в себе игра, развиваются не у всех детей в одинаковой мере: это зависит от того места, которое занимает ребёнок в совместных играх, от его индивидуально-психологических особенностей и от ряда других причин. Но важно подчеркнуть: эти качества имеют непреходящее значение, составляют золотой фонд личности. Так, способность к наглядному моделированию, развитое воображение необходимы в различных видах труда, и, если они не будут сформированы в дошкольном детстве, наверстать это потом чрезвычайно трудно. Как уже отмечалось, игра - не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребёнка к младшему школьному возрасту.
Игра является и первой школой воли; именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям.
Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. п. Дидактические игры, направленные на умственное развитие дошкольников, в наибольшей степени могут быть приближены к учебным занятиям. Проводя дидактические игры, педагог целенаправленно воздействует на детей, продумывает методические приёмы проведения, добивается, чтобы дидактические задачи были приняты всеми детьми. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, воспитатель через дидактические игры сообщает доступные знания, формирует необходимые умения, совершенствует психические процессы.
Таким образом, в дошкольном детстве имеется постепенное качественное развитие возможностей использования различных по структуре образов воображения. В конце дошкольного возраста появляется возможность использовать образы при выполнении заданий, носящих творческий характер.