Татьяна Малахова
Природоведческие игры для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «О чём расскажут камешки»
Цель: Познание окружающего мира путём развития творческого воображения, памяти, мышления детей на основе дидактической, игровой деятельности.
Задачи:
• Формировать представления о простых природных взаимосвязях.
• Формировать способность делать собственные умозаключения.
• Закреплять умение находить зависимости и закономерности.
• Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Публикация «Природоведческие игры для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
• Развивать речь, внимание, память, воображение, умение решать логические задачи творческого характера.
Что же представляет собой дидактическая игра? Яркая загадочная привлекающая внимание ребёнка коробка, в которой находятся речные и морские камешки. Гладкие на ощупь камни приятно держать в руке. На каждом из них акриловыми красками с добавлением небольшого количества клея ПВА изображено, что-то интересное из мира природы – животные, растения, осадки (снег, дождь, времена года и т. д. Нарисовать можно всё, что подскажет вам ваша фантазия. Применение различных камушков это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
Задания предназначены для детей разного возраста, а также для детей с ОНР. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.
Помимо живого рассказа детей по картинке на камешке, отрывочных наблюдений явлений природы развивающим средством обучения являются символы, условные обозначения: пиктографические знаки явлений природы (дождь, снег, ветер) и др. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и обобщение уже имеющихся об окружающем мире.
Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек) или индивидуально. Пособие может использоваться как в групповой комнате, так и во время прогулок. Доступность материалов для игры позволяет изготовить и применять для занятий в домашних условиях.
Совместно с решением образовательных задач, работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования объектов природы. Приведем алгоритм работы с пособием и примеры некоторых игр.
Ребенок по своему усмотрению или как ответ на загадку выбирает камешек с изображением. Диалог строится по алгоритму:
Что означает символ?
Когда это бывает? Где можно встретить?
Характерные особенности, признаки и свойства.
Место обитания? В качестве места обитания.
Значения для человека, животных, растений.
Найти взаимосвязь между любыми 3-5 камешками с разными символами.
Игры на данную тематику: подвижные, дидактические, пальчиковые.
Игра: «Что исчезло?»
Цель: развивать память, наблюдательность.
Ход игры: Воспитатель выкладывает несколько камней с изображением различных предметов живой и неживой природы предлагает их запомнить. Затем выбирается ребенок считалкой, и воспитатель предлагает ему отвернуться в это время убирается один камешек. Задача ребенка – определить, какой убран камень.
Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладется один камешек.
Игра: «Живая и неживая природа»
Цель: закрепить знания о живой и неживой природе; учить доказывать свою правоту; воспитывать внимание; память.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми рассматривают материал, расположенный на столе и дает задание: разделить все предметы на две группы. Что относится к живой, а что относится к неживой природе? Обосновать свой выбор.
Игра: «Найди, что я назову»
Цель: закрепить знания о живой и неживой природе; обобщать характерные признаки объектов живой и неживой природы.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми рассматривают материал, расположенный на столе и дает описание определенного объекта живой или неживой природы. Задача ребенка: узнать и назвать, что описывает педагог. Обосновать свой выбор.
Игра: «Что было бы, если исчезли…»
Цель: закрепить знания о живой и неживой природе; формировать представление о взаимосвязи объектов живой и неживой природы.
Ход игры: Воспитатель вместе с детьми рассматривает материал, расположенный на столе и предлагает выбрать камень с любым символом. Задание: «Подумайте, что случиться, если исчезнет выбранный вами объект природы (снег, дождь, заяц, лес и т. д.). Объясните свой ответ».
Игровая ситуация «Что бы было, если.»
Цель: Развивать воображение и творческие способности.
Ход игры: Детям задают вопросы:
- Что бы ты сделал, если бы из крана полился апельсиновый сок?
- Что можно делать с картошкой?
- Почему бегемот стал красным? и т. д.
Игра «На что похожи облака?»
Цель: Формировать творческое воображение
1. Вариант: дидактическая игра.
Материал: картинка формата А5.
Ход игры: Дети должны узнать и назвать объект, изображённый на цветных картинках с облаками, силуэт которых ассоциируется с каким-то объектом.
2. Вариант: Наблюдение. Ход: На прогулке дети наблюдают за облаками, определяют какие они (слоистые, высокослоистые, слоисто – кучевые, кучевые, перисто – кучевые, перистые, кучево – дождевые, высококучевые) и фантазируют на что же они похожи.
Рисование в технике «Кляксография»
Цель: Развивать творческое воображение.
Ход игры: Дети делают несколько больших клякс жидкой краской в центре листа бумаги. После этого через соломинку соединяют капли краски, раздувают их в разные стороны. В полученном рисунке угадывается какое - либо изображение, которое можно в дальнейшем дополнить аппликацией или дорисовать элементы.
Песочная терапия «Создание узоров на песке»
Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Материал: песок, камешки.
Игровое задание: Выложи узор, связанный с природой на песке (например, горы, солнце, цветок и т. д.)
Игра «Облака»
Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Возраст: дети старшего дошкольного возраста.
Описание игры: воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.
По небу плыли облака,
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
– Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялся с ним:
– Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно.
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугался я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
– Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Подвижная игра «Море волнуется раз»
Возрастная категория: дети старшего дошкольного возраста.
Цель игры: развитие творческого воображения и коммуникативных способностей, фантазии, находчивости, эрудиции, внимания, памяти.
Оборудование: могут пригодиться, хотя не обязательно, несколько средних резиновых мячей небольших размеров, надувные шарики разных цветов, разноцветные атласные ленты длиной не более 1метра и многие другие игровые атрибуты. Всё зависит от личной фантазии ведущего и участников игры.
Ход игры: в игре может принимать участие неограниченное количество человек, например, даже от 20 до 25 и более. Игроки встают таким образом, чтобы занять всю территорию помещения, а ведущий, выбранный из их числа, поворачивается к ним лицом. Участники, раскачиваясь из стороны в сторону, имитируют движения морских волн и повторяют хором вслед за ведущим такие слова: «Море волнуется раз. Море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, на месте замри!»
Дети после этого должны замереть на месте в той фигуре, которую они придумали на морскую тематику. Затем ведущий поочерёдно подходит к каждому из игроков, дотрагивается до него рукой, тем самым как бы включая его и даёт команду «отмереть», после чего ребёнок начинает двигаться, изображая задуманное. Все остальные дети во главе с ведущим должны отгадать, назвав то. Что они видят. Тот участник, чья фигура будет признана всеми самой лучшей, становиться теперь ведущим, временно меняясь с ним местами. Игра продолжается дальше по тем же правилам. Причём ведущий может давать самые разнообразные задания, такие как: «Любая фигура на месте замри!» или «Земная фигура, на месте замри!», или «Воздушная фигура, на месте замри!».
Игра может продолжаться неограниченное количество времени до тех пор, пока вызывает интерес у её участников и повышает им настроение.
Этюд «Кто что делает?»
Цель: Развивать у детей воображение способность по действию представлять животных.
Ход игры: Ребёнку предлагается представить, что он:
- червячок;
- ветер;
- цветок;
- дерево;
- тигр и т. д.
Педагог просит показать, что делает воображаемый объект, рассказать, о чем он думает.
Дидактическая игра «Коробка самоцветов» (по типу «Мозаика») (5-6 лет)
Цель: развивать воображение, детское творчество, мелкую моторику пальцев рук, ловкость, подвижность пальцев, усидчивость, способствовать развитию самостоятельности в работе.
Правила игры: Работу лучше провести поэтапно. На первом этапе дети знакомятся с полем для мозаики, учатся выкладывать камешки по рисункам – образцам: грибок, цветок, рыбка, бабочка и т. д.
На втором этапе проводится выкладывание по замыслу детей, применяется самостоятельное придумывание собственных вариантов и создание их.
Подвижная игра «На полянку шли, насекомых нашли»
Цель: Развивать воображение, двигательные умения и навыки. Повышать двигательную активность. Учить детей соблюдать правила игры, действовать сообща.
Ход игры: Дети становятся в круг. Идут друг за другом и произносят:
«На полянку шли, насекомых нашли». Раз, два, три- движение бабочки покажи.
«На полянку шли, насекомых нашли». Раз, два, три- движение муравья покажи.
«На полянку шли, насекомых нашли». Раз, два, три- движение кузнечика покажи и т. д.
Дидактическая игра «Коробка ощущений - Лесовичок»
Цель: Развивать процесс воображения, фантазию и тактильные ощущения.
Материал: коробка с двумя отверстиями по бокам, в которые дети могут просунуть руки. В эту коробку кладутся разнообразные природные материалы в зависимости от темы занятия.
Ход игры: 1 Вариант: «Опиши и угадай». Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и угадать, что в коробке, предварительно описав природный предмет.
2 Вариант: «Спроси и угадай». Ребёнок должен просунуть руки в отверстия и ощупать природный предмет. Дети должны угадать, что находиться в коробке, задавая ребёнку, который щупает, вопросы: Это гладкое или нет? Какой оно формы? Сколько у этого предмета углов?
2 Вариант: «Угадаем вместе». В игре участвуют два ребёнка: один просовывает руку с одной стороны, другой – с другой. Дети должны вместе ощупать природный материал и сообща решить, что это такое.