Галина Федорова
Лепка из глины как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Объектом исследования: является процесс развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: лепка из глины как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Лепка из глины как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Глина. Поделки из глины
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Целью данной работы является теоретическое и практическое обоснование развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством лепки из глины.
Мы предполагаем, что развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более эффективно, если:
разработать систему кружковой работы по лепке из полимерной глины;
на занятиях активно использовать сказочные и фантазийные сюжеты;
привлекать родителей к работе кружка.
Нами проведен анализ психолого-педагогической литературы по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством лепки из глины. В результате работы над литературой можно сделать вывод, что развитие творческого воображение детей во многом зависит от воспитания личности, ее мотивации на фантазирование, творческий подход к выполнению тех или иных действий.
Развитие творческого воображения у детей начинается с раннего возраста, и является сложным, длительным процессом. Дети в дошкольном возрасте получают первые художественные опыты, узнают и приобщаются к искусству, знакомятся с народным прикладным творчеством. Лепка развивает чувство прекрасного, дети учатся понимать и ценить произведения искусства, красоту и смысл народных промыслов и появляются эстетические вкусы. Это все вместе способствует формированию духовно богатой гармонически развитой личности.
Целью формирующего этапа эксперимента стала организация и проведение системы работы по развитию творческого воображения у детей 5-6 лет в процессе кружковой деятельности по художественной лепке из полимерной глины.
В соответствии с поставленной целью были обозначены следующие задачи:
Обучающие:
Познакомить детей с историей и видами лепки.
Познакомить детей нетрадиционным методам лепки.
Формирование знаний о композиции, цвете.
Познакомить со всеми техниками и приемами лепки.
Развивающие :
Развивать творческое воображение, эстетический вкус, способности, память, внимание, образное и логическое мышление, мелкую моторику рук, координацию и тактильные ощущения рук.
Расширять кругозор и словарный запас.
Развивать интерес детей к лепке.
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое до конца.
Воспитывать умение общаться со сверстниками, работать в коллективе.
Программа кружковой работы состоит из следующих блоков: ориентировочный, планирующий, деятельностный, оценочный
Итак, проведенное нами экспериментальное исследование позволяет сформулировать следующие выводы. Анализ имеющихся данных позволяет утверждать, что творческое воображение – это отражательная функция, универсальная человеческая способность.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутое в исследовании предположение и доказало эффективность реализации формирующей программы. Сравнительный анализ результатов исходного и итогового срезов выявил позитивную динамику в развитии творческого воображения детей экспериментальной группы: увеличилось число детей на высоком уровне, низкий уровень не был обнаружен. Дети стали более активны, создаваемые образы стали более оригинальными, проявляли положительные эмоции, в связи с деятельностью научились работать в коллективе, стали чаще опираться на свой прошлый опыт. Следовательно, гипотеза исследования получила своё подтверждение.
Произошедшие положительные сдвиги в развитии творческого воображения детей 5-6 лет свидетельствуют о результативности реализованной программы. Это позволяет утверждать, что повышению уровня развития воображения способствуют специальные условия: создание положительного эмоционального фона, взаимодействие взрослого и ребенка, использование средств визуальной и вербальной стимуляции.
Таким образом, все задачи исследования решены и цель достигнута.