Байло Ирина
Природа родного края в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание образования детей дошкольного возраста предусматривает формирование у них знаний представлений об окружающем мире. Развитие эмоционально-положительного отношения к природе. На становление творческой личности ребёнка, развитии его эмоциональной сферы, умение понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство.
Публикация «Природа родного края в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.
Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценки действительности.
При самостоятельном выборе, нахождение и обработки формы ребёнок становится искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и позднее, вкус.
Изображая воспринятое, дети уточняют представления об окружающей природе и благодаря этому активнее и глубже познают её.
Проводить наблюдения за окружающей средой необходимо ради того, чтобы дети развивались умственно, творчески, чтобы формировались экологическое мышление, экологическое сознание и ценностная ориентация на природу. Ребёнок должен не бездумно смотреть на природу, а видеть, понимать природные явления, связь между ними.
Главными задачами экологического воспитания можно считать - обучение детей бережному и заботливому отношению к природе и воспитание эмоционально положительного отношения к ней.
Задачи:
1. Формировать у детей эстетические чувства, умение видеть, воспринимать красоту, гармонию форм и красок природы и явлений, происходящих в ней.
2. Прививать любовь к русской национальной культуре через знакомство с изобразительным искусством.
2
3. Учить работать с природным материалом, сочетая разные виды изобразительной деятельности /рисование, лепка, аппликация/ развивать творческие способности детей.
4. Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования и использовать полученные навыки при изображении природы.
Каждый из видов работ решает определенные задачи экологического воспитания и изобразительной деятельности.
Краски и формы природы. Эту работу нужно проводить обязательно на природе, во время целевых прогулок, экскурсий, в заранее выбранное место, где дети непосредственно видят объект, имеют возможность его обследовать, задавать вопросы, получить объяснения.
Такие занятия учат детей замечать красоту, развивают эстетические чувства, пробуждают интерес к окружающему миру, воспитывают доброе отношение к природе. Полученные знания о пропорциональности формы, гармоничности цветовых соотношений дети используют в изобразительной деятельности.
Великий чешский педагог Я. А. Каменский считал, что «изобразительное искусство и рисование позволит развить чувство прекрасного», учат «подмечать правильности стройности в предметах», формируют способность наслаждаться произведениями искусства и красотой природы».
Очень привлекают детей нетрадиционные изобразительные техники. Дети буквально на «УРА» принимают ранее неизвестные им способы изображения одних и тех же объектов. (печати, ватные палочки, губки)
Возьмём тему «Растительный мир» - рисование деревьев. В каждой возрастной группе можно использовать разные техники рисования. В группе «Малыши» подходит пальчиковая живопись, где разноцветные осенние листочки дети изображают пальчиком, используя для каждого цвета другой пальчик.
В содержание занятий по изобразительной деятельности можно включить знакомство с временами года, их спецификой и сменой, с такими явлениями, как дождь, снег, иней и другие, с животными и растительным миром. Предложение изобразить картины природы, животных всегда встречает у детей положительный отклик. Создаваемые детьми изображения на темы природы способствуют закреплению и уточнению знаний об её объектах и обогащают детское творчество новыми образами, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. И во время познания природы, и в момент её изображения у детей развиваются психические процессы: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, воображение, моторная координация и речь.
3
Любование природой (будь то на прогулке с родителями по парку или же с воспитателем на участке детского сада) связывается в сознании детей с пройденным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, можно собирать коллекции природных материалов (листья, веточки, камушки и т. п., делать наброски и зарисовки, наблюдать за поведением птиц и т. д. Такой «диалог с живой природой» способствует активизации эстетического восприятия.
Таким образом, изобразительная деятельность является способом эстетического освоения природных объектов, соответствует эстетическому компоненту экологической культуры личности, а также отвечает возрастной потребности в непрагматическом взаимодействии с миром природы и разностороннем познании этого мира. Воспитатель должен найти такие педагогические методы и приемы, которые способны возбудить у детей интерес, вызвать эмоциональное отношение к изображаемому, желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве и т. д., которые, несомненно, будут транслироваться с изображения на реальный образ живой природы, и, следовательно, на бережное отношение к нему. Своё сообщение хочу закончить следующими строчками из стихотворения:
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем
Удивиться, узнать, полюбить.
Мы хотим, чтоб земля расцветала
И росли как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
(И. Соколов-Никитов.)