Ольга Ткацкая
Способы общения родителей и педагогов, которые употребляются с неговорящими детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Плач
Ребенок выражает свои потребности и желания плачем. Скоро родители начинают по характеру плача определять, что нужно ребенку: кушать, сменить подгузник, спать, или просто хочется, чтобы мама его приласкала. Поскольку этот метод эффективен, дети с проблемами развития могут использовать его и выйдя из младенческого возраста.
Смех
Смехом ребенок сообщает, что ему хорошо и весело. Это тоже эффективный способ коммуникации, поскольку родители и педагоги, естественно, стараются повторять действия, встречающие у ребенка такой хороший прием.
Признаки предвкушения
Публикация «Способы общения родителей и педагогов, которые употребляются с неговорящими детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Еще одна ранняя форма общения — движения, выражающие предвкушение чего-то приятного. Например, услышав первые слова песенки: «Щекотики-щекотики.», ребенок начинает радостно вертеться, потому что понимает: сейчас начнется что-то интересное!
Указывание глазами
Часто дети, чтобы выразить свое желание или ответить на вопрос, просто указывают глазами на предмет. К этому виду коммуникации родители и педагоги должны быть очень внимательны: его не так легко заметить и отличить от обычных движений глаз. Если вы просите ребенка показать на картинке собаку, он может указать на нее не пальцем или рукой, а глазами. Это означает, что он понимает вас и отвечает вам. Аналогично ребенок может указывать глазами на предметы, которые хочет получить. Если ребенок смотрит книгу, сидя у вас на коленях, вам трудно проследить за его взглядом, поэтому во время чтения или игры лучше сажать ребенка напротив себя.
Указывание рукой и пальцем
Чтобы ответить на вопрос или объяснить, что им нужно, дети часто указывают на предмет пальцем или всей рукой. Таким же образом неговорящие дети с ОВЗ задают вопросы об окружающем мире. Чтобы поощрить развитие этого навыка, используйте следующие приемы:
— Пойте «Ладушки-ладушки» и т. п. с соответствующими жестами.
— «Дразните» ребенка игрушкой: протягивайте и тут же отодвигайте, чтобы ребенок тянулся за ней.
— Возьмите руку ребенка в свою и указывайте на картинки в книжках.
— Нарисуйте или сфотографируйте то, что нравится ребенку (любимые блюда, игрушки, и просите ребенка показать, что он хочет.
Жесты
При общении дети используют естественные жесты: например, поднимают руки, когда хотят, чтобы их взяли на руки. Вы также можете помогать себе естественными жестами при разговоре с ребенком.