Анжелика Хайретдинова
Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.
▼ Скачать + Заказать документы
Нарушение зрения отрицательно сказывается на:
-нервно-психическом статусе детей;
- двигательной активности и
- ориентировке в пространстве;
-развитии познавательной деятельности;
- общем речевом развитии.
Специфика речевых нарушений у детей со зрительной патологией:
-не понимают смысловую сторону слова;
-используют слова, усвоенные на чисто
вербальной основе;
-накапливают в речи слова без конкретного
содержания.
Публикация «Специфика работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения,» размещена в разделах
-Ограничение визуального контроля за языковыми и невербальными средствами общения приводят к тому, что проблемы со звукопроизношением
встречаются в 2 раза чаще, чем у детей с нормой.
Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения.
Первый уровень. Отмечаются единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уровень, рассматривать в качестве речевой нормы.
Логопедическая работа по развитию речи
детей с нарушением зрения
опирается на общедидактические и тифлопедагогические принципы построения коррекционной помощи.
Второй уровень. Активный словарь ограничен, допускаются ошибки в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в составлении предложений и развернутых рассказов. Нарушения звукопроизношения детей этого уровня выражаются в различных видах сигматизма, ротацизма, ламбдацизма, парасигматизма, параротацизма, параламбдацизма. Отмечается также недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. Фонематический анализ не сформирован
Программа Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
«Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием (старшая группа)»
Программа Г. А. Каше «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с фонетико-
фонематическим недоразвитием (подготовительная
группа)»Третий уровень.
Экспрессивная речь отличается бедностью словаря. На низком уровне находятся соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична, состоит из перечислений и одно-двухсловных предложений. Нет развернутых рассказов. Множественные нарушения звукопроизношения. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. На низком уровне находится формирование фонематического анализа и синтеза.
Программа Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
«Подготовка к школе детей с общим
недоразвитием речи в условиях специального
детского сада»
Четвертый уровень.
Экспрессивная речь крайне ограничена, имеются значительные нарушения в соотнесении слова — образа предмета и обобщающих понятий. Связная речь состоит из отдельных слов. Отмечаются эхолалии. С заданиями, направленными на выявление качественной стороны грамматического строя речи, дети не справляются, не выполняют они и задания на слуховую дифференциацию звуков. Отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза
Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения :
-Использование стимульного материала в
зависимости от зрительной патологии ребенка.
-Учет зрительной нагрузки,включение в занятия
гимнастики для глаз.
-Переключение со зрительного восприятия на
тактильное и слуховое.
-Размещение детей на занятии с учетом
рекомендаций тифлопедагога.
-Индивидуализация подхода к коррекции речи у
детей с нарушением зрения.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИНАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ДЕТЕЙС НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ :
-Иллюстративный материал максимально
реальный и четкий
-Для наглядных пособий использовать
красный, оранжевый и желтый цвета
-Нельзя использовать картины с блестящей
поверхностью.
-Картины вешать на уровне глаз
-При фронтальной демонстрации картин
детям можно выходить к доске для лучшего
рассматривания
-Для раздаточного материала лучше
использовать силуэтные рисунки
-Раздаточный материал при сходящемся
косоглазии (направление взора вверх и
вдаль, высокой близорукости, нистагме
располагать на подставке,
-при расходящемся косоглазии (направление
взора вниз и вблизи) наглядный материал
лучше положить на стол.
-Если ребенку врач назначает окклюдор, то ребенок стоит у доски со стороны открытого глаза (наклейка на левом глазу, ребенок стоит справа.
Наклейка на правом глазу, ребенок стоит от доски слева).
-Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.
Острота зрения - Размер пособий
0,4 и выше 2 см
0,2-0,3 2-3 см
0,05-0,1 3-4 с
0,01-0,04 4-5 см
Посадка детей за столы:
1. Дети с низкой остротой зрения занимают первые
места.
2. При светобоязни нужно посадить ребенка так,
чтобы не было прямого раздражающего попадании
света в глаза.
3. При сходящем косоглазии место ребенка на
занятиях в центре.
4. При разной остроте зрения обоих глаз ребенка
необходимо посадить лучше видящим глазом к
центру.
5. Рабочая поверхность при расходящемся косоглазии
должна быть горизонтальной, а при сходящемся –
вертикальной, при миопии, глаукоме – вертикальной
6. Расстояние от глаз ребенка до рабочей
поверхности должно быть не менее 30 см.
7. Темп занятий должен быть снижен.
8. Обязательно проводить специальную гимнастику для глаз, физкультминутки и минуты отдыха.
Совместная работа логопеда, воспитателя, тифлопедагога создает систему, которая обеспечивает речевую базу для школьного обучения