Получи документы

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Светлана Лугинина
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
▼ Скачать + Заказать документы

Современное дошкольное образование ориентирует педагога на необходимость учёта индивидуальных особенностей развития личности ребёнка. В статье представлен опыт работы инструктора по физической культуре Лугининой С. В., в котором физкультурно - оздоровительная деятельность направлена на повышение сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, формирование двигательных умений и навыков, развитие психических и физических качеств и способностей, интереса и потребностей в физическом совершенствовании, всестороннем формировании личности ребенка. Педагог учитывает индивидуальные особенности развития личности ребенка, используя здоровьесберегающие технологии. Одним из эффективных средств улучшения физического состояния дошкольников является двигательный режим, осуществляемый дифференцированно с учетом состояния здоровья, индивидуального уровня физической подготовленности и функциональных возможностей детей. У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:

Публикация «Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения» размещена в разделах

1. По развитию физических качеств. Дети с расстройствами речи отличаются низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий нет

2. По степени сформированности двигательных навыков. Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти). Поэтому физкультурно–оздоровительная деятельность должна способствовать коррекции не только двигательного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

В связи с этим в процессе физкультурно- оздоровительной деятельности дошкольников педагог решает следующие задачи:

1. Создание здоровьесберегающей и развивающей среды;

2. Помощь ребенку в накоплении необходимого двигательного опыта для успешной реализации основных задач физического воспитания по укреплению его физического, психического и духовного здоровья;

3. Повышение творческого двигательного потенциала детей;

4. Стимулирование навыков саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, ведение здорового образа жизни.

Этиология речевых расстройств так многообразна, и структура дефекта так неоднородна, что составление коррекционного курса по физическому воспитанию должно опираться только на результаты развернутого психомоторного обследования детей и оценку сформированности двигательных навыков в соответствии с возрастной нормой. При дислалии психомоторное развитие детей практически не отличается от детей массовых садов. При заикании у детей в основном нарушены темпо-ритмические характеристики всех циклических локомоторных актов, недостаточно сбалансированы процессы возбуждения и торможения, а также есть различные проблемы в эмоционально-волевой сфере. Дети с таким сложным дефектом как алалия, отстают от своих сверстников по всем компонентам психомоторики (статическая и динамическая координация, одновременность и точность движений и т. д.) на один - два года.

Физкультурно – оздоровительная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя 4 основные формы работы :

1. Учебная работа.

2. Физкультурно- оздоровительные мероприятия.

3. Активный отдых.

4. Самостоятельная двигательная деятельность.

1. Учебная работа.

Учебная работа в дошкольном учреждении предусматривает проведение физкультурных занятий различного типа (учебно-тренировочного, двигательно-творческого, интегрированного) и познавательных занятий «Забочусь о своём здоровье».

Методика проведения физкультурных занятий предполагает выполнение следующих требований:

- построение физкультурного занятия в соответствии с задачами на

данный период, уровнем физического развития и физической

подготовленности детей;

- последовательность при обучении детей движениям, подбор и

сочетание нового материала с повторением и закреплением

усвоенного;

- использование педагогом разнообразных методов и приёмов

обучения, способов организации детей при выполнении физических

упражнений с целью увеличения их двигательной активности;

- объяснение учебного материала должно быть кратким по

содержанию, конкретным и ясным для ребёнка;

Показ физических упражнений должен содействовать естественности, правильному и качественному выполнений движений детьми;

- использование на физкультурных занятиях яркой образной музыки,

с простой запоминающейся мелодией, с достаточно выразительной

аранжировкой для повышения качества выполняемых детьми

упражнений;

Максимальное использование наглядности разнообразных предметов, физкультурного оборудования и инвентаря с целью повышения интереса детей к занятиям физической культурой, предупреждения развития у них двигательных стереотипов. При планировании учитывается общепринятая структура физкультурных занятий. Физкультурные занятия учебно-тренировочного, двигательно-творческого и интегрированного типа состоят из трё х взаимосвязанных и взаимообусловленных частей: в вводной, основной и заключительной. На физкультурных занятиях учебно-тренировочного типа в соответствии с характером учебного материала по физической культуре уделяется внимание обучению детей новому физическому упражнению в сочетании с уже освоенными, проверяется степень овладения детей двигательными умениями и навыками, качество их выполнения; в целях их совершенствования проверяются известные детям физические упражнения с использованием вариантов. Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей с задержкой речевого развития. Поэтому в своей работе Лугинина С. В. использует различные физкультурные занятия с элементами корригирующей гимнастики («На огороде», «На птичьем базаре», «Подводный мир аквариума» и др.)

Использование на занятиях игровых ситуаций, приёмов имитации и подражания, образных сравнений облегчает процесс запоминания двигательного материала, освоения, физических упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию познавательной активности, мышления, воображения, творческих способностей детей. На познавательных занятиях дети изучают теоретические валеологические знания, осваивают практические умения и навыки по формированию личной культуры здоровья. Основное внимание уделяется знакомству детей с общими основами здорового образа жизни и обучению их проведению физических упражнений с целью профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата (стопы, осанки) и зрения, а так же игр и игровых упражнений валеологической направленности и других оздоровительных мероприятий. Данные занятия способствуют формированию у детей представлений о строении тела человека и функциях основных систем и органов, привитию стойких культурно-гигиенических навыков, развитию представлений по взаимосвязи здоровья и состояния окружающей среды, содействуют воспитанию основ физического, психического и духовного здоровья дошкольника.

2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия. При организации физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении большое значение приобретает рациональное организация двигательной активности детей. Оздоровительная гимнастика является обязательным компонентом базового физического воспитания дошкольников. В своей работе педагог использует различные формы оздоровительной гимнастики. Основной задачей гимнастики является укрепление здоровья ребенка. При этом специально подобранные физические упражнения разносторонне воздействуют на детский организм, усиливая его основные физиологические процессы, способствующие гармоническому развитию детей.

Утренняя гигиеническая гимнастика направлена на сохранение и укрепление здоровья ребенка, формирование правильной осанки,

совершенствование функций основных систем организма. Она повышает жизнедеятельность ребенка, мобилизует нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, вызывает положительные эмоции у детей. При подборе физических упражнений на гимнастику инструктор по физической культуре руководствуется следующими требованиями: подбирает упражнения для всех групп мышц из разных исходных положений, различной интенсивности, темпа; использовать разнообразные пособия и ритмично-музыкальное сопровождение. Для детей с речевыми расстройствами автоматизацию движений необходимо проводить с речевым, сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Утренние гимнастики проводятся в стихотворной форме с музыкальным сопровождением («Колобок», «По дорогам сказок», «Репка», «Муха-цокотуха», «Теремок»). Гимнастика после сна.

Необходимо постоянно контролировать физическое состояние детей. Дети с нарушениями речи, как правило, относятся к 2-3 группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на физкультурных занятиях. Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворения, которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний мир детей часто или ускорен, или наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. У детей с различными речевыми нарушениями изменен тонус, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо в работе с данной категорией детей. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедической группы. Ритмическая гимнастика оказывает благотворное влияние на весь организм в целом. Упражнения ритмической гимнастики по своей сути просты и доступны. Ритмическая гимнастика помогает решать следующие задачи:

-совершенствовать двигательные умения и навыки;

-вырабатывать умение владеть телом, укреплять мышцы;

-совершенствовать работу органов дыхания и кровообращения;

-научить детей двигаться в характере музыки.

Занятия ритмической гимнастикой являются той ступенькой, на которой организм ребенка приобретает устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Упражнения ритмической позволяют «проработать» все группы мышц. Такая методика активно воздействует на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Особое значение в коррекции детей с речевыми нарушениями занимает ритмика (Приложение4) Ритмика имеет те же закономерности и методику проведения, которые характерны для обычной гимнастики. Основной структурной единицей ритмики является композиция, т. е. слитное по технике выполнения и непрерывное по содержанию двигательное упражнение. Комплекс состоит из пяти-шести композиций, время выполнения каждой из которых составляет 10-12 минут. В подготовительной части широко используются различные виды ходьбы, упражнения на перестроение и ориентировку в пространстве. Для основной части характерны упражнения для мышц плечевого пояса и шеи, наклоны. Повороты. Упражнения для туловища и специальные упражнения для ног. Максимальная нагрузка приходится на «прыжковую часть», в которой используются беговые, маховые упражнения и различные по сложности координации комбинаций движений. Заключительная часть составлена из упражнений на релаксацию и восстановление. В целях снятия физического и психического напряжения, создания позитивного эмоционального настроя, овладения простейшими умениями коррекции собственного психосоматического состояния используем методику Джекобсона:Поскольку дети с нарушениями речи в силу своих психофизиологических особенностей не справляются с сериями ритмических упражнений под аудиозапись, полезно разучивать комплексы под пение или с фортепиано, где музыкальный руководитель играет «под детей». Только после свободного овладения движениями можно приступать к исполнению под магнитофонную запись. Во время гимнастики детям все время напоминается об осанке и дыхании. Дыхательным упражнениям в курсе коррекции уделяется особое внимание. Вентиляция легких обеспечивает постоянство газового состава альвеолярного воздуха. При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, а это возможно обеспечить только путем увеличения количества дыханий в минуту и возрастанием глубины дыхания. Вместе с тем дети речевыми нарушениями при выполнении даже сравнительно легких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому правильному дыхании их нужно специально учить. Необходимым условием реализации данного акта является движение грудной клетки, которое осуществляется специальными мышцами. Особенно важно диафрагмальное дыхание, так как оно физиологически белее целесообразно для лучшей вентиляции нижних отделов легких и экскурсии диафрагмы. Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания имеют особое значение, так как наряду с работой над физиологическим дыханием осуществляется коррекция речевого дыхания, то есть работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом. Вначале дыхательные упражнения направлены на координацию ротового и носового дыхания, на выработку нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы. Дыхательные упражнения проводятся без музыки. Необходимо помнить, что дыхательная гимнастика должна выполняться в медленном темпе, спокойно, без напряжения, с паузами отдыха, не вызывая дыхательного дискомфорта. Обучение навыкам правильного дыхания проводится под контролем педагога и по его показу. В игровых занятиях раскрываются целебные возможности звука, учат детей, как эффективно для здоровья его произносить. При произношении звука используются движения и специфическое дыхание. Звуки произносятся с различной интонацией, темпом, силой голоса. («Самолеты», звук «В» при насморке, при болях в горле звук «3»- комар, звук «Ж» - жуки). (Приложение 6)

Эти упражнения лучше начинать с выдоха, выполняя конкретные задания: «согреть руки» (выдох со звуком «х-х-хо») «остудить воду» (выдох со звуком «ф-ф-фу»). Можно при выдохе имитировать задувание свечи с произнесением гласных звуков и т. д. по возможности более длительно. Нужно следить, чтобы выдох был полным, т. е. не прерывался для небольшого вдоха. Для углубленного вдоха детям предлагается конкретное и понятное задание «понюхать цветок». Во время вдоха голова должна быть приподнята, шея выпрямлена, чтобы грудная клетка свободно поднималась вверх. Выполняя динамические дыхательные упражнения, следует помнить, что амплитуда и темп упражнений необходимо согласовывать с глубиной и ритмом дыхания. Вдоху способствуют упражнения, связанные с выпрямлением туловища, разведением рук в стороны; выдоху – упражнения со сгибанием туловища вперед, приседания, сведение и опускание рук вперед.

Пальчиковая гимнастика направлена на совершенствование мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Комплекс гимнастики входят от 6 до 10 упражнений. Специальные задания для рук выполняются как с предметами, так и без них. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение - двумя руками вместе. Каждый комплекс пальчиковой гимнастики имеет своё сюжетно - образное название, проводится в течение 3-5 минут, 2-3 раза в день.

Точечный массаж в работе с детьми дошкольного возраста используется в целях профилактики простудных заболеваний, общего укрепления организма, для мобилизации, защитных сил, поддержание хорошего самочувствия, сохранения здоровья. При проведении точечного массажа нужно учитывать следующее:

- проводить массаж в тёплом, хорошо проветренном помещении;

-для занятий нужна спокойная обстановка;

- точки для проведения массажа надо находить очень точно;

- движение рук должны быть мягкими и нежными, сначала совсем

лёгкими, а затем с небольшим усилием;

- руки должны быть чистыми, ногти коротко подстриженными;

- целесообразно использовать при проведении точечного массажа с

детьми игровых приёмов, чтение речетативов, наглядности.

Делать точечный массаж рекомендуется 2 раза в день: перед занятиями и после дневного сна, продолжительность массажа от 30 сек. до 1 мин. (Приложение 8)

Подвижные игры наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Через подвижные игры достигается наиболее гармоничная координация всех органов и систем ребёнка. Целесообразно подобранные с учётом возраста, состояния здоровья, степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно на воздухе, способствуют укреплению организма ребёнка, закаливанию и тем самым профилактике обострений заболеваний. В нашем детском саду идет внедрение региональной программы «Наш дом - Южный Урал». Программа предусматривает воспитание положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста через использование- народных подвижных игр (башкирских, татарских, казахских, русских и других народов, населяющих уральский регион) Например, башкирская подвижная игра «Юрта», казахская - «Находчивый мяч», «Золотые ворота» - русская, «Продаем горшки» - татарская.

ЗАКАЛИВАНИЕ. Особое внимание в режиме дня дошкольного учреждения и семье должно уделяться проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Система закаливания, предусматривает разнообразные формы и методы, а так же изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на организм ребёнка в течение длительного времени. Для этого используется:

- чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении;

- соблюдение гигиенических требований;

- поддержание режима прогулок во все времена года;

- сон при открытых фрамугах;

- комплекс гигиенических процедур;

- хождение босиком на занятиях физической культурой;

- использование специальных закаливающих процедур (воздушные и

солнечные ванны; контрастные водные процедуры).

Спортивные праздники. С целью демонстрации здорового жизнерадостного состояния детей и их достижений в области физической культуры проводятся спортивные праздники, в сценарии которых включаются общеразвивающие и танцевальные упражнения, подвижные игры и весёлые аттракционы, песни и пляски. Содержание спортивного праздника составляют знакомые физические упражнения, обновлённые неожиданными для детей условиями, использование необычных пособий занимательных викторин, интересным фольклорным материалом. Для оздоровления детей, поддержания положительного эмоционального состояния дошкольников во всех возрастных группах дошкольного учреждения не реже 1 раза в квартал проводятся Дни здоровья - дни отдыха, игр и развлечений. Большое внимание при планировании данной формы работы следует уделять самостоятельной двигательной и игровой деятельности детей.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников в зависимости от возрастных особенностей проходит под опосредованной руководством или наблюдением педагога. Активная деятельность дошкольников целесообразно во время утренней- и вечерней прогулок. Содержание и продолжительность занятий детей физическими упражнениями, с различными физкультурными "пособиями, подвижные, спортивные игры и упражнения определяются самими детьми характер этой деятельности зависит от индивидуальных проявлений физического развития и подготовленности, двигательных возможностей и интересов детей. Благодаря самоорганизации двигательных действий расширяется двигательный опыт детей; совершенствуются приобретённые навыки, развиваются физические и морально - волевые качества и способности детей, повышается их интерес к занятиям физкультурой и спортом.

Таким образом физкультурно-оздоровительная деятельность дошкольников осуществляется дифференцированно с учетом состояния здоровья, индивидуального уровня физической подготовленности и функциональных возможностей детей. Все формы физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников взаимосвязаны, дополняют друг друга. В совокупности они создают оптимальный двигательный режим, тем самым обеспечивая оздоровление каждого ребёнка - дошкольника.

Публикации по теме:

Организация логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи СОДЕРЖАНИЕ. Введение …. 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ…. 4 1.1 Какие нарушениям речи относятся.

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям при проведении гигиенических процедур Выступление воспитателя МБДОУ детский сад № 96 Друговой Н. Р. по теме: «Реализация индивидуально-дифференцированного подхода к детям при.

Консультация «Реализация индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и воспитании детей с ФФН» Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми.

«Реализация компетентностного подхода в работе с родителями с использованием инновационных форм» (из опыта работы) Реализация компетентностного подхода в работе с родителями с использованием инновационных форм 3. Цель работы: Поиск и внедрение актуальных.

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей с детьми, имеющими речевые нарушения Видео Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива,.

Конспект занятия по математике в средней группе с использованием дифференцированного подхода на тему «Считаем до 10» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению.

Проект «Развитие познавательной сферы у детей, имеющих речевые нарушения» Вид проекта: практико-ориентированный проект, долгосрочный. Актуальность темы. Познавательная сфера детей с недостатками речевого развития.

Реализация дифференцированного подхода к повышению педагогической культуры родителей Введение Глава I. Актуальность проблемы взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Глава II. Теоретические основы педагогического.

Статья «Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях по физическому развития в подвижных и спортивных» Построение здоровье – сберегающего образовательного пространства немыслимо без главного принципа - принципа индивидуально- дифференцированного.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
Опубликовано: 14 января 2016 в 16:34
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Лугинина (УИ 316973) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД