Лучший педагог года

Офтальмо-гигиенические условия организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения

Ирина Букарева
Офтальмо-гигиенические условия организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения
▼ Скачать +Заказ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 226 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов на тему:

ОФТАЛЬМО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Старший воспитатель

МБДОУ Детский сад № 226:

Букарева И. А.

Публикация «Офтальмо-гигиенические условия организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения» размещена в разделах

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются с учетом их особых образовательных потребностей и получают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное образование дает возможность ВСЕМ детям в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива; направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

В основе инклюзивного образования нашего образовательного учреждения лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания.

В нашем образовательном учреждении обучаются и воспитываются 89 детей с ОВЗ. Из них – 11 детей-инвалидов. В основном это воспитанники с нарушением зрения.

Наблюдаются такие группы воспитанников по степени и характеру нарушения зрения :

1) Дети с крайне тяжелыми нарушениями зрения (дети со светоощущением, дети с остаточным зрением).

2) Слабовидящие дети.

3) Дети с функциональными расстройствами зрения (чаще имеется один благополучный глаз, позитивная перспектива восстановления зрения, сочетание зрительных нарушений с заболеваниями нервной системы).

Основные зрительные диагнозы:

Миопия (близорукость).

Гиперметропия (дальнозоркость).

Астигматизм.

Амблиопия.

Косоглазие.

Миопия –

нарушение оптической системы глаза, при котором лучи света собираются в фокус перед сетчаткой и изображение получается нерезким, размытым.

• человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи, а удаленные от него – плохо.

Гиперметропия –

нарушение оптической системы глаза, когда лучи света собираются в фокус за сетчаткой.

• человек хорошо видит предметы, расположенные далеко, а расположенные вблизи – плохо.

Астигматизм –

нарушение оптической системы глаза, когда изображение формируется в глазу в двух разных точках, возникает два фокуса.

• Человек плохо видит и вблизи, и вдаль; появляется размытость, искажение или двоение изображения, пространство может восприниматься в виде сферы.

Амблиопия –ухудшение зрения без видимой анатомической основы.

Один глаз, чаще всего, видит хорошо, а другой бездействует («ленивый глаз»).

Один из методов лечения – окклюзия. Чаще всего, это выключение из акта видения хорошо видящего глаза (заклеивание стекла очков, чтобы «ленивый глаз» начал работать.

Косоглазие - отклонение зрительной оси одного или двух глаз от общей точки фиксации.

Косоглазие может быть сходящимся (внутренним) или расходящимся (наружным).

Общие рекомендации к организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения.

1) Соблюдать режим дня, установить правильное чередование занятий (труда) и отдыха (соответственно возрасту).

2) Создавать специальный режим зрительной работы :

- следить за правильным пользованием очками;

- обеспечить хорошее освещение;

- соблюдать режим зрительной нагрузки (не более 7 минут);

- проводить зрительную гимнастику несколько раз в день (особенно после зрительной нагрузки).

3) Следить за правильной посадкой детей во время занятий.

4) Готовить учебно-наглядные пособия:

- по цвету – разнообразные, яркие, контрастные, насыщенные, с четким контуром;

- по размеру – для раздаточного материала не менее 2 см, для демонстрационного материала – 15-20 см (мелкие детали показываются крупно дополнительно);

- по форме – разнообразные, преимущественно объемные;

- контрастный фон для рассматривания объектов, картин (предпочтительнее зеленый, черно-белый, коричневый или оранжевый цвета фона).

5) Замедленный темп ведения занятия при знакомстве с объектом, т. к. детям требуется больше времени для зрительного восприятия и осмысления увиденного.

6) В процессе знакомства с предметом ребенку разрешается дополнительно подходить к объекту для более точного рассматривания.

7) Демонстрируемый материал предъявляется не далее 1 м от глаз.

8) Противопоказаны чрезмерные физические усилия: резкие движения, прыжки, подъем тяжестей, резкие и длительные наклоны туловища и головы, сотрясения тела.

Организационно-методические рекомендации обучения воспитанников

с нарушениями зрения в зависимости от вида глазной патологии

При миопии:

• Размещать детей с близорукостью ближе к окнам и в первых рядах.

• Удалять рассматриваемые при работе предметы на возможно большее расстояние от глаз (не ближе 30 см от глаз).

• Предлагать для рассматривания темные изображения на светлом фоне.

• Изображения должны быть простыми, с четким контуром, без бликов.

При гиперметропии:

• Детей размещать на задних рядах вдали от прямых солнечных лучей (при условии хорошей освещенности).

• Лучше предлагать фронтальные, чем индивидуальные, пособия с четко очерченными контурами.

• Предлагать упрощенные пособия, без мелких деталей.

При астигматизме:

Не давать для изучения движущиеся объекты.

Рассматриваемые изображения должны быть простыми, не перегруженными деталями, с четким контуром, без бликов.

Оказывать помощь ребенку при ориентировке в пространстве.

При амблиопии:

При рассадке ориентироваться на окклюзию: «открытый» глаз должен быть направлен в центр доски.

При показе объекта ребенок должен находиться у доски со стороны «открытого» глаза.

Развивать цветовосприятие сине-фиолетовых цветов спектра.

Развивать внимание и восприятие мелких деталей, их формы, формы предметов.

Развивать пространственное видение (1-й, 2-й, 3-й планы, ближе – дальше и т. д.).

При косоглазии:

При сходящемся:

- взор вдаль, вверх (наглядный материал предлагается на подставке, физические упражнения с направлением взора вверх, бросание мяча в цель);

- рассаживать по центру со стороны «открытого» глаза.

При расходящемся:

- взор вниз, вблизь (наглядный материал лежит на столе, физические упражнения с направлением взора вниз);

- рассаживать по центру во 2-3 ряд.

Главная задача педагога при работе с детьми, имеющими нарушения зрения, - поддержать позитивную динамику лечения зрения и создать ситуацию успеха каждому ребенку в очках.

Публикации по теме:

«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы.«Подушки — посидушки» для коррекционно-развивающей работы. "ПОДУШКИ - ПОСИДУШКИ" для коррекционно - развивающей работы с детьми. В работе с детьми столкнулась с проблемой, что частенько деток.

Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015–2016 годы Анализ коррекционно-развивающей работы за 2015-2016гг. Учитель-логопед Старосельцева Л. В. ЦЕЛЬ: Своевременное оказание коррекционной помощи.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Использование кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Хорошая речь – важнейшее.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Конспект коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками 1-й младшей группы «Прогулка в осенний лес» Цель: познавательное развитие ребенка, создание атмосферы эмоциональной безопасности, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение.

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старших группах Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старших группах Область:творчество Предмет :рисование № Тема занятия Задачи.

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения Современное дошкольное образование ориентирует педагога на необходимость учёта индивидуальных особенностей развития личности ребёнка. В.

Статья из опыта работы с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра «Особые дети» (из опыта работы). Я работаю педагогом-психологом на протяжении 16 лет, и сегодня хочу рассказать о своей работе с «особыми».

«Песочная страна». Занятие по экспериментированию с детьми 4–5 лет, имеющими нарушения зрения Задачи: 1. Расширять представления детей о свойствах песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого песка можно лепить. 2. Упражнять в его обследовании.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Офтальмо-гигиенические условия организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения
Опубликовано: 29 июня 2016 в 19:38
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Офтальмо-гигиенические условия организации коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими нарушения зрения» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Букарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД