Ольга Абдуллаева
Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных функций психолога образовательной организации следует считать диагностическую. При этом достоверность оценки психического развития ребенка обеспечивается не только профессиональным опытом психолога, но и следующими аспектами проведения подобной оценки, которая является вариантом углубленной психологической диагностики.
Публикация «Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в инклюзивном образовательном пространстве» размещена в разделах
Теснейшим образом к диагностической примыкает и его консультативная функция. Она осуществляется, в первую очередь, в отношении лиц, представляющих интересы ребенка с ОВЗ (родителей, законных представителей; педагогических, медицинских, социальных работников и др.).
Подобного рода психологическое консультирование представляет сложный психотерапевтически ориентированный процесс, который, в первую очередь, является прерогативой психолога.
На тех этапах работы, когда педагог-психолог общается с родителями (законными представителями, ребенок находится в игровой комнате (зоне). В это время желательно осуществлять наблюдение за его поведением.
В задачи психолога, в первую очередь, входит выявление самой структуры развития, причин и механизмов, повлекших наблюдаемые феномены, что выражается в уточнении, возможно, постановке психологического диагноза, дополнения оценки психического развития ребенка с ОВЗ, данной в свое время на ПМПК. Сами феномены актуального развития ребенка важны для психолога лишь как подтверждение диагностической гипотезы о структуре и «каузальности» развития. Это накладывает на психологическое обследование жесткие требования к индивидуальности его проведения. В то же время, используя в своей деятельности метод наблюдения, психолог может в значительной степени уточнить и даже (при наличии достаточного профессионального опыта) изменить складывающееся мнение о ребенке.
В заключении должны быть отмечены и детализированы индивидуальные особенности развития ребенка — поведенческие, коммуникативные, учебно-познавательные, в том числе, его резервные возможности в обучении и социализации. На основании этих данных разрабатываются психологические рекомендации по индивидуальной коррекционно-развивающей работе в рамках реализации адаптированной образовательной программы. Также в психологическом заключении должны быть подтверждены и конкретизированы необходимые специальные образовательные условия, рекомендованные ПМПК. Также определяется характер и особенности дополнительных форм образования, возможных к реализации в данном учреждении образования.
В итоговой части заключения определяются сроки контроля состояния и развития ребенка в рекомендованных ему условиях (срок повторного проведения психологического обследования). Эти сроки должны быть согласованы с повторными обследованиями других специалистов сопровождения, а также с повторными проведениями консилиума по вопросам обучения и социализации этого ребенка.
Еще одним компонентом заключения является прогноз дальнейшего развития и рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению, собственной коррекционно-развивающей деятельности психолога.