Анна Артюшина
Детское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Самарской области
Средняя общеобразовательная школа № 29
города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад№10» ГБОУ СОШ №29. Сызрани.
ДОКЛАД
«Детское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского сада»
Подготовила
воспитатель средней группы
Артюшина А. В.
Сызрань 2021 г.
Содержание
Этапы детского творчества
Организация занятий по конструированию из бумаги
Публикация «Детское творчество и его поддержка в образовательном пространстве детского сада» размещена в разделах
Организация занятий по рисованию «Игры с цветом»
Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка
В каждом из нас живет творческая личность. И у каждого есть творческие способности. Они разные. У каждого свои. Но они непременно есть.
Одной из важнейших задач педагогов является приобщение детей к миру прекрасного, развитие у них творческих способностей. Где как не на занятиях по конструированию и рисованию дошкольники могут заняться творчеством, пофантазировать, сделать что-то своими руками?
Этапы детского творчества
В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
1. Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
2. Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
3. Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
Организация занятий по конструированию из бумаги
«Полоска превращается…»
Ни для кого не секрет, что детям свойственно естественное стремление к прекрасному и вообще к творчеству. Создавая со своими детьми маленькие шедевры на занятиях, многие дети не сразу со всем справляются. Ведь они только учатся. Именно поэтому свои занятия я строю по принципу «от простого к сложному».
На занятиях по конструированию я знакомлю детей с конструированием из бумаги объёмных фигур. Такой простой материал, как полоска бумаги, может вдруг оказаться «волшебной» и превращаться в различных персонажей. Каждое занятие дети ждут с нетерпением: «В кого сегодня превратиться полоска?». Сами «превращения», когда я объясняю ход работы и показываю, как полоска превращается в какую-нибудь фигурку, дети часто воспринимают как фокус или волшебство. Главное преимущество конструирования из полоски бумаги – это доступность материала и то, что к занятию не нужно готовить дополнительно никаких выкроек. Приобретая навыки работы с полоской на занятиях по конструированию, дети легко смогут организовать свой досуг дома. Для этого им просто нужно взять лист бумаги и нарезать несколько полосок. А ещё в этом процессе могут принять участие родители. Совместное творчество можно превратить в интересную сказку, в которую можно играть, добавляя новых персонажей. А подарки сделанные своими руками для родных и близких, помогут ребенку вырасти заботливым и внимательным человеком.
Конструированию из полоски бумаги учит детей наблюдательности, умению сравнивать, выделяя самое характерное в образе, упрощать форму, оставляя главное, развивает объёмно-пространственное мышление и фантазию.
Занятия по конструированию строятся по принципу: от простых форм – к более сложным, насыщенным деталям.
На первом занятии детей можно ознакомить с тем, что полоска легко может превратиться в «колечко», а «колечко», в свою очередь, превращается в «капельку», «листок», «арочку». Имея в арсенале эти простые формы, уже можно сконструировать забавные фигурки, добавив только «глазки», «хвостики», «ножки» и т. д. Итак, на первых занятиях можно сконструировать гусеничку, улитку, мышку или кошку, а можно предложить детям придумать собственного персонажа.
Немного трансформировав эти детали (склеив или разрезав, отогнув их в некоторых местах, можно изготовить игрушки более сложной формы (зайчика, лису или волка).
Когда дети освоят способы изготовления основных деталей, я
предоставляю им возможность пофантазировать, чтобы они научились действовать самостоятельно. Но при этом на занятиях я помогаю каждому ребёнку осуществлять его замысел, советую или напоминаю, как сделать ту или иную деталь.
Организация занятий по рисованию «Игры с цветом»
Ребёнок, впервые увидевший краски, сразу же мысленно начинает рисовать. Небо, конечно же, синее! Ему не важно: утро, день или вечер, пасмурно или солнечно на его рисунке, он просто знает, что небо – синее. Но прежде чем ребёнок впервые нарисует «другое небо», он должен убедиться в том, что так бывает. Для этого нужно рассмотреть с ним картины, фотографии и обязательно обратить его внимание на то, что происходит вокруг. И тогда случается чудо: ребёнок начинает постепенно видеть то, на что раньше не обращал внимания.
Не раз после рисования зимнего пейзажа ребёнок, приходя в сад, восторженно докладывает: «А я вчера видел розовое небо, и снег тоже был розовый!». Для ребёнка состоялось открытие.
Ощущать этот мир во всём своём многообразии нам помогает цвет. Давно известно, что он оказывает на человека сильное эмоциональное воздействие.
Цикл занятий «Игры с цветом» даёт ребёнку возможность истолковать этот мир на языке цвета. Детям младшего возраста этот способ более доступен, потому что не требует от них изображения сложных предметов (ведь не все дети обладают способностями к рисованию от природы). А гармонию получающихся цветов ребёнок чувствует, это придаёт ему уверенность в себе, побуждает к дальнейшему стремлению раскрыть себя.
На занятиях по рисованию мои дети учатся, как можно выразить цветом разные чувства. Узнают, что цвета бывают тёплыми и холодными, звонкими и тихими, таинственными и грустными. В зависимости как мы на занятиях воспользуемся красками, цвета умеют «дружить» или «спорить друг с другом».
«Игры с цветом» способствуют развитию эмоциональной отзывчивости ребёнка на образы и явления природы, воспитывают его отношение к доброму и злому, прекрасному и безобразному, развивают умение ребёнка выражать с помощью рисунка своё отношение к миру. Уже в 4 года дети безошибочно могут выбирать «веселые – грустные» цвета, тем самым первое знакомство с цветом можно проводить уже в этом возрасте. Это наиболее благоприятный возраст, так как дети не боятся казаться смешными и смело отдаются работе.
Во время организации занятия по рисованию мне необходимо создать определённый эмоциональный настрой у детей. Для этого я использую специально подобранные фрагменты стихов или сказок, в которых говорится о чувствах или цвете. Также я подбираю иллюстративный материал – работы художников.
Работа детей должна быть закончена за одно занятие, иначе пропадёт тот эмоциональный настрой, который мне удалось создать. Поэтому композицию я выбираю не сложную по содержанию, главное – передать настроение.
Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка
Важной особенностью детского творчества является то, что основ-ное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на вто-рой план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Детское творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.