Виктория Портянко
Специальная индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психоречевого развития (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Основными задачами являются:
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине, о расположении их в пространстве;
накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях;
формирование представлений о здоровом образе жизни.
повышение уровня сенсорного и умственного развития;
обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.
Публикация «Специальная индивидуальная программа развития ребенка с задержкой психоречевого развития (часть 2)» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Занятия должны стать одним из эффективных средств развития навыков анализа, сравнения, обобщения, активизации словарного запаса, формирования связной речи.
Темы, предлагаемые в программе, охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, наиболее распространенными в данной местности, сезонными изменениями в природе, ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве, занятиями детей в детском саду, жизнью города, села).
При изучении каждой темы программы необходимо обеспечить взаимосвязь следующих видов деятельности: непосредственных наблюдений за изучаемыми предметами и явлениями, предметно-практической деятельности детей (действия с предметами или их изображениями для выявления их свойств, качеств, общих или отличительных признаков) и дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, предметами).
Закрепление и расширение представлений и знаний, сформированных на занятиях, должно происходить в сюжетно-ролевой игре, организуемой в свободное время воспитателем.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи являются не только средством расширения кругозора детей, активизации их познавательной деятельности, но и одним из важнейших условий коррекции психического развития ребенка, социального и нравственного воспитания.
Календарно-тематическое планирование на учебный год
Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь Диагностика. Детский сад. Наша группа. Фрукты, овощи Грибы. Ягоды. Приметы ранней осени.
Октябрь Осень, фрукты. Осень, изменения в природе и животном мире. Осень. Деревья, кустарники. Поздняя осень Одежда.
Ноябрь Домашние животные. Посуда. Мебель. Повторение.
Декабрь Зима. Зимние забавы. Дикие животные. Зимующие птицы. Новый год.
Семейные традиции.
Январь Праздничные дни Домашние птицы. Транспорт. профессии. Человек части тела.
Февраль Головные уборы. Бытовые приборы. День защитника Отечества.
Обувь, одежда.
Март Весна, 8 марта, профессии наших мам. Весна, приметы весны. Перелетные птицы. Продукты питания. Воздушный водный транспорт.
Апрель Наш дом, семья. Наша страна. Столица страны Животные холодных стран. Животные жарких стран. Рыбы.
Май Профессии. Труд людей весной. Школьные принадлежности. Цветы. Насекомые. Диагностика.
Содержание коррекционной работы по ознакомлению с окружающим, расширению кругозора с ребенком 5 лет с ЗПР
1. Родная природа
Знакомить с характерными особенностями времен года. Учить детей замечать и называть сезонные изменения в природе.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
2. Растения
Продолжать знакомить с фруктами овощами ягодами и грибами.
Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.)
Учить узнавать и называть 3-4 вида цветов.
3. Животные
Расширять представления детей о животных (5-6 видов) и их детенышах, учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам.
Познакомить детей с домашними птицами (внешний вид, чем питаются, какую пользу приносят). Учить находить признаки сходства и различия.
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка)
4. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия
Обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования.
Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать формировать образные представления.
5. Знакомство с ближайшим окружением
Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем.
Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину
Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний – осенний период в саду и в огороде.
6. Развитие связной речи
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе.
Учить описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине.
Планируемые результаты коррекционной работы:
Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.
Называть диких животных, где живут, как добывают пищу Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.
Называть времена года.
Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.
Называть разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение.
Называть признаки и количество предметов.
С помощью взрослого рассказывать о содержании сюжетной картинки, описывать предмет по плану, схеме.
Уровни освоения материала ребенком 5 лет с ЗПР.
1. Мир природы (родная природа, растения, животные)
Низкий. Объём представлений о растениях и животных незначителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения, голосовые реакции животных, отдельные части растений. Интерес к природе ситуативный.
Средний. Ребёнок узнаёт и называет несколько растений, зверей, птиц, ярких насекомых, опираясь на отдельные признаки. Знает признаки живого.
Высокий. Ребёнок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений и животных, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого.
2. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия
Низкий: Ребенок дифференцирует цвета и оттенки по подобию, затрудняется в их названии. Дифференцирует простые геометрические фигуры по подобию, путает их названия. Затруднено соотнесение предметов по величине. В процессе зрительного и осязательного восприятия наблюдаются трудности планомерного обследования предметов: преобладают игровые, хаотичные действия с предметами
Средний: Знает названия цветов, правильно их дифференцирует. При соотнесении сложных форм с местом наблюдается значительное число пробующих движений, что указывает на недоразвитие ориентировочной основы деятельности. Испытывает существенные трудности при составлении сериационного ряда из предметов разной величины.
Высокий: Знает названия цветов и оттенков. Соотносит с местом геометрические сложные фигуры, знает названия основных фигур. Соотносит предметы по величине в убывающем и возрастающем порядке (сериационный ряд). При осязательном восприятии тщательно обследует фигуры, выделяет наиболее характерные ее части.
3. Знакомство с ближайшим окружением
Низкий. Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. Требуются советы взрослого по использованию предмета в соответствии с его свойствами и назначением.
Средний. Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение. Применяет обследовательские действия для выделения основных качеств и свойств. Умеет пользоваться предметами в соответствии с их назначением и свойствами; осознает безопасные способы поведения в предметном мире.
Высокий. Ребенок устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; с помощью вопросов взрослого может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ. Поведение ребенка характеризуется бережным отношением к предметам ближайшего окружения; ребенок владеет безопасными способами обращения с предметами ближайшего окружения
4. Развитие связной речи
Низкий. В общении ребёнок малоактивен, избегает объяснений, не владеет формами объяснительной речи. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями, от пересказа отказывается. В общение по своей инициативе вступает. Не владеет формами вежливого речевого общения.
Средний. Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.
Высокий. Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении.
5. Знакомство с ближайшим окружением
Низкий. Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует или играет; правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь. Требуются советы взрослого по использованию предмета в соответствии с его свойствами и назначением.
Средний. Ребенок правильно называет предметы ближайшего окружения, знает их назначение; с помощью взрослого выделяет части предметов и их назначение. Применяет обследовательские действия для выделения основных качеств и свойств. Умеет пользоваться предметами в соответствии с их назначением и свойствами; осознает безопасные способы поведения в предметном мире.
Высокий. Ребенок устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; с помощью вопросов взрослого может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ. Поведение ребенка характеризуется бережным отношением к предметам ближайшего окружения; ребенок владеет безопасными способами обращения с предметами ближайшего окружения
6. Развитие связной речи
Низкий. Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок, текстов для пересказа. Не привлекает свой сенсорный опыт к описанию воспринимаемого. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно.
Средний. Ребёнок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Требует помощи в объяснительной речи. Пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении.
Высокий: Ребёнок инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задаёт встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Составляет предложения по демонстрирующим действиям, пересказывает короткие рассказы, описывает предметы, составляет рассказы по картинкам и по представлениям на основе