Екатерина Борисовна Баннова
Создание условий для развития творчества посредством системы социализации и индивидуализации детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
Согласно Стандарту дошкольного образования, художественно- эстетическое развитие предполагает:
Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного искусства, мира природы;
Становление эстетического отношения к окружающему миру;
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Формирование элементарных представлений о видах искусства;
Развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия мира природы;
Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (в том числе изобразительной).
Дошкольный возраст- это период активной деятельности и творческой фантазии. Именно по этому очень важно с самого раннего детства заинтересовать детей, заложить в них творческое начало.
ФГОС ДО определяет, что основная образовательная программа дошкольного образования «…направлена на: - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующих возрасту и видам деятельности; - на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей»
Создание условий для развития творчества детей
-Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Например, в начале нашего занятия рисования в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку. (Сюрпризный момент)
-В качестве натуры могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. В средней группе при рисовании яблока обращалось его внимание на его основные признаки- круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, который лежит перед ними, - форма круглая, удлиненная или сплющенная.
-Использование картин на занятиях рисования в нашей группе не только помогает нам в уточнении представлений детей о том или ином предмете, но и знакомит их с некоторыми изобразительными приемами. Например, девочка Катя играет в мяч- у нее нарисованы руки, поднятые вверх. После рассматривания ее, мы убираем ее во избежание копирования детьми.
-Полный показ всего рисунка в старшей группе применяем реже, чем в средней группе. Всегда следует какую- то часть работы оставить для самостоятельного решения детьми.
- Использование литературных, рассматривание различных портретов на худ-х открытках и репродукциях картин известных художников (Серова, Репина, Крамского и др.) расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. - Наглядность имеет большое значение на занятии изобразительной деятельности. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать. - Формирование замысла (выбор объекта, содержащие будущей композиции) - Выбор материала (бумага, краски, цветные мелки, фломастеры, карандаши и т. д.) - Реализация замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, лепки).
- Оценка продукта. Анализ рисунков подтверждает, что иллюстративный материал помогает ребенку найти различные способы для передачи своего замысла.
-Знакомим родителей с художественным воспитанием детей на родительских собраниях. На которых необходимо давать развернутую характеристику детского творчества той работы, которая проводиться на занятиях. Не только в детском саду, но и дома ребенок должен иметь благоприятные условия для развития своей творческой инициативы.
В программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами:
«Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Развитие художественного творчества».
Первый подраздел целиком направлен на развитие эстетического отношения детей к окружающему миру и формирование у них интереса к природе, красивым предметам быта, народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Второй подраздел направлен на развитие творчества детей и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно-выразительного образа.
-Деление на подразделы связано с тем, что у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости. При этом восприятие играет столь значительную роль в общем и творческом развитии.
-Работа по созданию условий для развития творчества детей и формированию эстетического отношения к окружающему миру (подраздел «Красота в жизни и изобразительном искусстве») только тогда принесет пользу, если идеи, заложенные в нем, будут осуществляться постоянно. Общение с прекрасным не терпит суеты и фронтальных форм работы.
-Произведения искусства можно размещать на «полочке красоты». В нашей группе полочка расположена на уровне глаз детей, т. е. низко, и дети знают, что эта полочка не простая, а волшебная. Что на ней будут появляться очень красивые предметы и вновь исчезать. Поэтому надо успеть их рассмотреть. " Например у нас в группе: ". Введено правило: кто первый из детей заметит на полочке новое, тот об этом сообщает всем, а сам получает право первым рассмотреть этот предмет (взять его в руки и, если это возможно, поиграть с ним).
-Знакомство детей с красотой природы. Эту работу мы осуществляем во время прогулки. Она не требует особых затрат сил, но по значимости ей нет равных, потому что именно природа является основным и неисчерпаемым источником развития творчества у детей.
-Создание в группах «уголка» по изобразительной деятельности. Наши наблюдения показали, что успех может быть гарантирован только тогда, когда в распоряжении детей будет как можно больше самого разнообразного материала. И совсем необязательно, чтобы материал был в наборах, одного формата и т. д. Чем разнообразнее размер, фактура, тем лучше. Так, например, бумага может быть в клетку, в линейку, упаковочная, писчая, глянцевая, бархатистая, гофрированная, полу картон и т. д. Детям могут понадобиться кусочки ткани, коробочки, мелкий бросовый материал и т. п. Дети охотно используют 1/6—1/8 альбомного листа, с удовольствием создают миниатюры из маленьких комочков глины, пластилина. Маленькие размеры изделия вынуждают ребенка к кропотливой работе, ". делают движения более точными, тренируют мелкую моторику рук.
- Упражняем детей в смешивании красок и классификации цветов и оттенков. - В лепке, стараемся побуждать к использованию приемов скатывания, вдавливания вылепленных изделий. - Формируем у детей интерес к коллективной работе в рисовании и лепке.
- Упражняем в различных приемах рисования и лепке (нетрадиционный способ). Рисование- Техника Монотипия (получение симметричного изображения путем складывания листа бумаги пополам, рисовании по мокрому слою бумаги, побуждаем детей дорисовывать картинку, на которую наклеены или прикреплены не большие предметы (природный материал, кусочки ткани, меха и т. Д.)
Лепка- скатывание, вдавливание, росписи ангобом (АНГОБ- смесь белой глины с водой, подкрашенной водорастворимыми красками, имеющая консистенцию сметаны, налепы, прием декоративного украшения вылепленных изделий, создание многофигурных сюжетных композиций.
На своих занятиях мы стараемся активизировать внимание ребят, заинтересовать их, увлечь, побуждаем их к деятельности при помощи дополнительных стимулов, такими стимулами могут быть: - Игра, которая является основным - видом деятельности - Сюрпризный момент - Музыкальное сопровождение