МААМ-картинки

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе. Создание условий для речевого развития детей дома»

Надежда Кабанова
Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе. Создание условий для речевого развития детей дома»
▼ Скачать + Заказать документы

Кабанова Н. А. ,

учитель-логопед ГБОУ НАО «СШ №4 г. Нарьян-Мара

с углублённым изучением отдельных предметов»

Консультация для родителей

Речевая готовность ребёнка к школе

Цель – познакомить родителей будущих первоклассников с особенностями подготовки к обучению в школе.

Публикация «Консультация для родителей „Речевая готовность ребёнка к школе, Создание условий для речевого развития детей дома“» размещена в разделах

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребёнка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребёнка.

Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Сформированность слоговой структуры слова. К шести годам ребёнок безошибочно, не переставляя и пропуская слоги, должен произносить слова типа: милиционер, экскаватор, велосипедист и т. д.

4. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

5. Сформированность зрительно-пространственных представлений.

6. Умение использовать разные способы словообразования и словоизменения, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных и др.

7. Сформированность грамматического строя речи: умение использовать развернутую фразовую речь, умение работать с предложением.

8. Богатый словарный запас, включающий в себя слова различных частей речи.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонетическом, фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по письму и чтению) отмечается большой процент детей с различными нарушениями устной речи. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. Пример: ожка – ложка, акета – ракета, сто – стол и др.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (звукопроизношение, фонематические процессы, как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие – свистящие; звонкие – глухие; твёрдые – мягкие; л – р). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких по звучанию звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме). Пример: сапка – шапка, рюстра – люстра, доварищ – товарищ, вдриг – вдруг и др.

У школьников с несформированной слоговой структурой слова наблюдаются при письме слов перестановки, пропуски, либо добавление слогов. Пример: весопед – велосипед, напопополам – напополам, мацилист – мотоциклист.

При недостаточно сформированном зрительно-пространственном представлении возможны замены оптически сходных букв (черёмука – черёмуха, пространственное искажение букв, зеркальное написание и др.

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по русскому языку, чтению и другим предметам. У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточность фонематических процессов, их словарь ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой тематики характеризуется фрагментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Пример: раздельное написание слов – на ступил, за мёрзла; слитное написание слов – красими (красивый мишка); ошибки грамматического характера – много птица, на деревьев растут яблоки, рыбка к пруде и др.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Основная задача родителей – вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребёнка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше её результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; не ругать ребёнка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребёнка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребёнка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания в борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами: 1) родители не слышат недостатков речи своих детей; 2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребёнок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребёнок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребёнку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе родителей, учителя-логопеда, педагога-психолога, педагогов, удаётся своевременно и качественно помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Дидактические игры

Развитию фонематических процессов помогут упражнения, которые можно выполнять не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в магазине и т. д. :

1. Произнесите ряд слов и попросите ребёнка хлопнуть в ладоши (поднять руку, когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

2. Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребёнка (на улице, в комнате, магазине, детском саду, начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

3. Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

4. Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т. д., в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).

5. Произносите ряд слов и попросите ребёнка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова ( Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама, кошка, кедр, санки, сено, и т. д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т. д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, косилка, косынка).

6. Предложите ребёнку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твёрдые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий, и могут происходить, например, на прогулке:

1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.

2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т. д.

3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом, например: «Ваза стоит на столе.»

4. Придумай предложение с первым словом "весёлый" (или любым другим, постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Весёлый…», «Весёлый кот…», «Весёлый кот прыгнул…», «Весёлый кот прыгнул на …», «Весёлый кот прыгнул на диван.».

5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.

6. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на, ка-ран-(даш, кар-тош-(ка) и др.

7. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).

8. Назови первый звук в словах. ( Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т. д. ; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т. д.)

9. Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребёнок должен произнести именно звук, а не букву.

10. «Угадай слово». Родители предлагают ребёнку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].

11. «Где спрятался звук?». Ребёнок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале, в слове «миска» (в середине, в слове «нос» (в конце)».

12. «Рассыпушки». Ребёнку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т. е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак, и а л с (лиса, с о т л (стол, о к ш к а (кошка).

Развитие зрительно-пространственных представлений.

1. «Найди спрятанное». Предложите ребёнку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т. д.».

2. Попросите ребёнка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т. д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т. д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.

3. На улице можно предложить ребёнку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома, «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т. д.

4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребёнка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.

5. Предложите ребёнку сложить по образцу, какой либо предмет из сборного конструктора или кубиков.

6. «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.

7. «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребёнок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.

8. «Что изменилось?» Разложите перед ребёнком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

Развитие мелкой моторики.

Важным условием полноценного овладения ребёнком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребёнка, активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды заданий:

1. «Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребёнка к школе. Пример игры: «Апельсин»

Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Это долька для кота,

Это долька для ежа,

Это долька для улитки,

Это долька для чижа,

Ну, а волку – кожура.

2. Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.

3. Раскрашивание изображений и рисование.

4. Собирание мелкого конструктора и мозаики.

5. Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.

6. Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.

7. Лепка из пластилина и глины.

8. Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.

9. Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.

10. Вышивание.

В заключение необходимо добавить самое главное: уважаемые родители, внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребёнком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием. Помните, что у ребёнка с недостаточно сформированной устной речью, в дальнейшем неизбежно появление школьных трудностей в процессе овладения письмом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность детей к школе» Консультация учителя-логопеда для родителей «Речевая готовность детей к школе» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 г. Шебекино».

Создание условий для художественно-эстетического развития ребёнка в ДОУСоздание условий для художественно-эстетического развития ребёнка в ДОУ В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как средству формирования всесторонне.

Консультация для родителей «Создание условий в семье для развития игровой деятельности» Консультация для родителей «Создание условий в семье для развития игровой деятельности».Играть мы любим очень: Вы знаете друзья! Без игр.

Консультация для родителей на тему «Речевая готовность ребенка к школе» Консультация для родителей на тему: «Речевая готовность ребенка к школе». Воспитатель: - Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о речевой.

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребёнка к школе» В сознании многих родителей до сих пор готовность к школе – это умение считать, читать, писать. Но вот мнение психологов на этот счет несколько.

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе» Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе» Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение.

Консультация для родителей «Создание среды речевого развития, предупреждения речевых нарушений детей дошкольного возраста» Работа по созданию речевой среды развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении включает в себя несколько направлений. Это и преодоление.

Речевая готовность ребёнка к школе. Консультация для родителей Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход.

Стимулирование познавательно-речевого развития дошкольников через создание условий для детского коллекционирования В условиях реализации ФГОС ДО возникла необходимость пересмотра и коррекции традиционных подходов к организации педагогического процесса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе. Создание условий для речевого развития детей дома»
Опубликовано: 20 марта 2019 в 22:08
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе. Создание условий для речевого развития детей дома»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Кабанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД