Наира Насибова
Создание условий для развития познавательной самостоятельности детей средней группы в процессе изучения темы «Одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ОДЕЖДА».
Насибова Н. А., воспитатель детского сада №95 г. Тюмень
Аннотация: В статье рассматривается опыт работы воспитателя детского сада №95 г. Тюмени по формированию субъектности детей средней группы в процессе изучения темы «Одежды»
Публикация «Создание условий для развития познавательной самостоятельности детей средней группы в процессе изучения темы „Одежда“» размещена в разделах
Ключевые слова: педагогический замысел, самостоятельность, познавательная деятельность.
Стандарт дошкольного образования направлен на решение, в частности, следующей задачи: «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС ДО, пункт 1.6. Задача 4).
Понимая, что развитие детей невозможно без учета их интересов, возрастных и индивидуальных особенностей, мы всегда стараемся быть внимательными к проявлениям воспитанников.
Так появился замысел педагогического проекта на тему «Одежда». Воспитанница Ангелина пришла в группу в день своего рождения в нарядном платье, чем обратила на себя внимание ребят. Дети заинтересовались нарядом Ангелины, рассматривали и трогали ткань, задавали вопросы.
Мы воспользоваться этой ситуацией, и взяли тему «Одежда» для педагогического замысла. Тема «Одежда» всегда входила в программу дошкольного образования, только вот содержание, которое использовалось воспитателями в традиционных занятиях с детьми по этой теме часто бывает скучным и не вызывает у детей особого интереса, и решила это изменить!
Подбирали содержание для реализации нашего педагогического замысла, увидели основную цель в том, чтобы воспитанники стали самостоятельными по отношению к выбору своей одежды – чтобы они хотели и могли выбрать, подобрать и даже сконструировать одежду.
Мы предпочли, что для осознанного отношения воспитанников к выбранной теме необходимо создавать условия, которые будут способствовать приобщению детей к таким важным ценностям, как труд, вложенный в изготовление одежды; чистота; здоровье; красота; комфорт. На основе этих ценностей у детей среднего дошкольного возраста развиваются представления о необходимости соблюдения определенных правил: одежду надо беречь; одежда должна быть чистой; одежда должна быть безопасной; одежда должна соответствовать эстетическим требованиям (быть красивой); одежда должна отвечать своему назначению - быть комфортной для различных видов деятельности.
Такое отношение к одежде возможно через овладение ими такими средствами и способами познания, которые позволяют им определять:
o Какой материал, а также размер необходим для повседневной одежды и для одежды определенного назначения?
o Из чего и как делают одежду?
o Как должна быть украшена эта одежда?
Для развития у детей самостоятельности по отношению к собственной одежде, нами было продумано образовательные ситуации познавательно-исследовательского характера.
В ходе доступных для детей экспериментов и опытов с тканями дети узнавали: почему одежду делают из ткани, а не из бумаги или других знакомых детям материалов? Анализируя полученные нами результаты, мы выяснили, что ткань обладает такими необходимыми для одежды свойствами как : прочность - её трудно порвать; отлично стирается, не размокает в воде в отличии от бумаги; пропускает воздух, это необходимо чтобы наша кожа дышала.
В последующем они заинтересовались тем, что ткань в отличии от бумаги пропускает воздух, т. е. “дышит”, поэтому им было предложено рассмотреть ткань под увеличительным стеклом, и выяснить, почему так происходит? Для этого опыта были подобраны разные по фактуре ткани. Обследуя их, дети узнали, что ткань состоит из множества нитей, переплетенных между собой, причем в разных по фактуре кусочках ткани, ниточки по толщине разные. Мы увидели, что например: легкая, воздушная ткань состоит из тонких почти прозрачных нитей, а тяжелая, теплая ткань из толстых и пушистых.
В частности, в одной из образовательных ситуаций мы с детьми помогали нашей гостье, кукле Тане выбрать ткань для пошива плащ-накидки от дождя. На вопрос:
o какими свойствами должна обладать ткань для плаща от дождя? дети ответили сразу - ткань должна быть непромокаемой.
А вот на вопрос:
o как узнать, что ткань непромокаемая? дети долго рассуждали и предлагали различные варианты: ткань нужно намочить под дождем, под краном или окунуть в тазик с водой, но все эти варианты были либо долгосрочные (вариант с дождем, либо не давали нам нужного результата.
Нами было предложено детям сделать модель дождя с помощью простого пульверизатора для опрыскивания цветов и выяснить, какой из лоскутов ткани не пропускает воду, а значит подойдет для плаща- накидки нашей кукле. Каждый из детей самостоятельно выбрал лоскут ткани для этого опыта, а вот полученный результат порадовал не многих.
В процессе таких обследовательских действий с тканями, воспитанники начали понимать, как материал, из которого изготовлена одежда, влияет на её свойства и качества, а точнее на её способности: согревать нас от холода, оберегать от дождя и ветра.
Также создавались условия для формирования представлений детей об одежде по профессиям и её назначении. В ходе такой образовательной ситуации воспитанники искали хозяина белого халата, а вместе с тем познакомились с отличительными особенностями одежды работников нашего дошкольного отделения.
Дети с большим интересом включились в поиски и не зря. В ходе такой поисково-исследовательской деятельности был сделан вывод, что наша одежда, чтобы быть безопасной и не навредить нам, должна подходить по размеру, к тому же есть специальная одежда, защищающая нас от загрязнений. Например: у повара- это фартук, а у рабочего по зданию - черный халат, который он надевает, когда выполняет свою работу. Одежда охранников, и ещё мы выяснили полицейских, спасателей и пожарных имеет характерные особенности в виде нашивок, по которым люди видят к кому можно обратиться в случае опасных, непредвиденных ситуаций.
После того, как дети заинтересовались изготовлением одежды, мы пригласили в гости бабушку Ангелины, которая показала детям, как пошить косыночку для куклы. Для этого она принесла с собой иголки и нитки разных цветов. Вместе с детьми мы подобрали подходящиепо цвету ткани нитки для нашей косынки. Также им, было предложено подобрать самостоятельно нитки к другим разноцветным тканям.
Поддерживая интерес детей к теме «Одежда», я, как воспитатель, принесла в группу швейную машину и показала детям, как можно пошить изделие с её помощью. В ходе этой деятельности мои воспитанники узнали, как работает швейная машина, выяснили что машинки бывают ручные и электрические. К тому же познакомились с профессиями швеи и портного.
Для проведения некоторых образовательных ситуаций было важно, чтобы родители воспитанников включились в работу вместе с нами, поэтому мы рассказала им о нашей работе по теме «Одежда» и предложили:
- подумать, как можно предоставить ребенку самостоятельность в выборе одежды, которую он оденет в детский сад, на прогулку, во двор и т. д., какую помощь оказать ему в случае необходимости, и как это сделать, не лишая ребенка самостоятельности.
- в выходной день или вечером после детского сада пойти вместе с ребенком в магазин «Ткани» и небольшое «Ателье» по ремонту и пошиву одежды, которое находится в шаговой доступности от нашего детского сада, с тем, чтобы познакомить его с разными тканями.
Такая образовательная деятельность, направленная на развитие познавательной самостоятельности воспитанников среднего дошкольного возраста, помогла им осознано относиться к одежде, к её выбору и украшению.