МААМ-картинки

Создание условий для развития познавательной самостоятельности детей средней группы в процессе изучения темы «Одежда»

Наира Насибова
Создание условий для развития познавательной самостоятельности детей средней группы в процессе изучения темы «Одежда»
▼ Скачать + Заказать документы

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ОДЕЖДА».

Насибова Н. А., воспитатель детского сада №95 г. Тюмень

Аннотация: В статье рассматривается опыт работы воспитателя детского сада №95 г. Тюмени по формированию субъектности детей средней группы в процессе изучения темы «Одежды»

Темочки:

Ключевые слова: педагогический замысел, самостоятельность, познавательная деятельность.

Стандарт дошкольного образования направлен на решение, в частности, следующей задачи: «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром» (ФГОС ДО, пункт 1.6. Задача 4).

Понимая, что развитие детей невозможно без учета их интересов, возрастных и индивидуальных особенностей, мы всегда стараемся быть внимательными к проявлениям воспитанников.

Так появился замысел педагогического проекта на тему «Одежда». Воспитанница Ангелина пришла в группу в день своего рождения в нарядном платье, чем обратила на себя внимание ребят. Дети заинтересовались нарядом Ангелины, рассматривали и трогали ткань, задавали вопросы.

Мы воспользоваться этой ситуацией, и взяли тему «Одежда» для педагогического замысла. Тема «Одежда» всегда входила в программу дошкольного образования, только вот содержание, которое использовалось воспитателями в традиционных занятиях с детьми по этой теме часто бывает скучным и не вызывает у детей особого интереса, и решила это изменить!

Подбирали содержание для реализации нашего педагогического замысла, увидели основную цель в том, чтобы воспитанники стали самостоятельными по отношению к выбору своей одежды – чтобы они хотели и могли выбрать, подобрать и даже сконструировать одежду.

Мы предпочли, что для осознанного отношения воспитанников к выбранной теме необходимо создавать условия, которые будут способствовать приобщению детей к таким важным ценностям, как труд, вложенный в изготовление одежды; чистота; здоровье; красота; комфорт. На основе этих ценностей у детей среднего дошкольного возраста развиваются представления о необходимости соблюдения определенных правил: одежду надо беречь; одежда должна быть чистой; одежда должна быть безопасной; одежда должна соответствовать эстетическим требованиям (быть красивой); одежда должна отвечать своему назначению - быть комфортной для различных видов деятельности.

Такое отношение к одежде возможно через овладение ими такими средствами и способами познания, которые позволяют им определять:

o Какой материал, а также размер необходим для повседневной одежды и для одежды определенного назначения?

o Из чего и как делают одежду?

o Как должна быть украшена эта одежда?

Для развития у детей самостоятельности по отношению к собственной одежде, нами было продумано образовательные ситуации познавательно-исследовательского характера.

В ходе доступных для детей экспериментов и опытов с тканями дети узнавали: почему одежду делают из ткани, а не из бумаги или других знакомых детям материалов? Анализируя полученные нами результаты, мы выяснили, что ткань обладает такими необходимыми для одежды свойствами как : прочность - её трудно порвать; отлично стирается, не размокает в воде в отличии от бумаги; пропускает воздух, это необходимо чтобы наша кожа дышала.

В последующем они заинтересовались тем, что ткань в отличии от бумаги пропускает воздух, т. е. “дышит”, поэтому им было предложено рассмотреть ткань под увеличительным стеклом, и выяснить, почему так происходит? Для этого опыта были подобраны разные по фактуре ткани. Обследуя их, дети узнали, что ткань состоит из множества нитей, переплетенных между собой, причем в разных по фактуре кусочках ткани, ниточки по толщине разные. Мы увидели, что например: легкая, воздушная ткань состоит из тонких почти прозрачных нитей, а тяжелая, теплая ткань из толстых и пушистых.

В частности, в одной из образовательных ситуаций мы с детьми помогали нашей гостье, кукле Тане выбрать ткань для пошива плащ-накидки от дождя. На вопрос:

o какими свойствами должна обладать ткань для плаща от дождя? дети ответили сразу - ткань должна быть непромокаемой.

А вот на вопрос:

o как узнать, что ткань непромокаемая? дети долго рассуждали и предлагали различные варианты: ткань нужно намочить под дождем, под краном или окунуть в тазик с водой, но все эти варианты были либо долгосрочные (вариант с дождем, либо не давали нам нужного результата.

Нами было предложено детям сделать модель дождя с помощью простого пульверизатора для опрыскивания цветов и выяснить, какой из лоскутов ткани не пропускает воду, а значит подойдет для плаща- накидки нашей кукле. Каждый из детей самостоятельно выбрал лоскут ткани для этого опыта, а вот полученный результат порадовал не многих.

В процессе таких обследовательских действий с тканями, воспитанники начали понимать, как материал, из которого изготовлена одежда, влияет на её свойства и качества, а точнее на её способности: согревать нас от холода, оберегать от дождя и ветра.

Также создавались условия для формирования представлений детей об одежде по профессиям и её назначении. В ходе такой образовательной ситуации воспитанники искали хозяина белого халата, а вместе с тем познакомились с отличительными особенностями одежды работников нашего дошкольного отделения.

Дети с большим интересом включились в поиски и не зря. В ходе такой поисково-исследовательской деятельности был сделан вывод, что наша одежда, чтобы быть безопасной и не навредить нам, должна подходить по размеру, к тому же есть специальная одежда, защищающая нас от загрязнений. Например: у повара- это фартук, а у рабочего по зданию - черный халат, который он надевает, когда выполняет свою работу. Одежда охранников, и ещё мы выяснили полицейских, спасателей и пожарных имеет характерные особенности в виде нашивок, по которым люди видят к кому можно обратиться в случае опасных, непредвиденных ситуаций.

После того, как дети заинтересовались изготовлением одежды, мы пригласили в гости бабушку Ангелины, которая показала детям, как пошить косыночку для куклы. Для этого она принесла с собой иголки и нитки разных цветов. Вместе с детьми мы подобрали подходящиепо цвету ткани нитки для нашей косынки. Также им, было предложено подобрать самостоятельно нитки к другим разноцветным тканям.

Поддерживая интерес детей к теме «Одежда», я, как воспитатель, принесла в группу швейную машину и показала детям, как можно пошить изделие с её помощью. В ходе этой деятельности мои воспитанники узнали, как работает швейная машина, выяснили что машинки бывают ручные и электрические. К тому же познакомились с профессиями швеи и портного.

Для проведения некоторых образовательных ситуаций было важно, чтобы родители воспитанников включились в работу вместе с нами, поэтому мы рассказала им о нашей работе по теме «Одежда» и предложили:

- подумать, как можно предоставить ребенку самостоятельность в выборе одежды, которую он оденет в детский сад, на прогулку, во двор и т. д., какую помощь оказать ему в случае необходимости, и как это сделать, не лишая ребенка самостоятельности.

- в выходной день или вечером после детского сада пойти вместе с ребенком в магазин «Ткани» и небольшое «Ателье» по ремонту и пошиву одежды, которое находится в шаговой доступности от нашего детского сада, с тем, чтобы познакомить его с разными тканями.

Такая образовательная деятельность, направленная на развитие познавательной самостоятельности воспитанников среднего дошкольного возраста, помогла им осознано относиться к одежде, к её выбору и украшению.

Публикации по теме:

Консультация «Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Улыбка» " Создание условий для успешного развития и воспитания.

Создание условий для полноценного развития речи детей старшего дошкольного возраста Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Аристотель Ясность — главное достоинство речи Речь как ведущее средство общения сопровождает.

Самоотчет «Создание условий для художественно-эстетического развития детей в средней группе» Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.

Создание благоприятных условий в ДОУ для развития индивидуальных способностей детей Благоприятная психологическая атмосфера для воспитанников и педагогов в дошкольном учреждении является важнейшим условием воспитания ребёнка.

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста для развития инициативы и самостоятельности В Федеральном государственном образовательном.

Создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет В нашем детском саду 245 воспитанников из них 62 ребенка в возрасте до 3 лет, в том числе с 1 сентября начнет функционировать группа для.

Создание условий для развития детей Для пребывания и развития детей раннего возраста от 2 до 3 лет в ДОУ создаются необходимые условия. В группах накапливается игровой материал.

Создание условий для социального развития детей СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В современном мире проблема социального развития ребенка дошкольного возраста в процессе.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Создание условий для успешного развития и воспитания детей в ДОУ и начальной школе Одна из наиболее важных и болезненных проблем – это преемственность между дошкольным периодом и начальным образованием. Поступление ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития познавательной самостоятельности детей средней группы в процессе изучения темы «Одежда»
Опубликовано: 16 января 2019 в 18:07
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для развития познавательной самостоятельности детей средней группы в процессе изучения темы «Одежда»» (включая файлы) размещена пользователем Наира Насибова (УИ 910491) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД