Татьяна Заднепровская
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 97»
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности
(личного вклада в развитие образования)
педагогического работника ДОУ
На тему :
" Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования"
Подготовила:
Воспитатель 1 категории
Заднепровская Татьяна Александровна
г. Дзержинск
Публикация «Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Представляю вашему вниманию практические достижения своей профессиональной деятельности по теме: «Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования».
Условия формирования
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая мной понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. а как известно после трех лет ребенок переходит в период - период любопытства .
Где-то в середине периода любопытства (на четвертом году жизни) исходная форма деятельности - манипулирование предметами - разделяется на три направления. Первое направление разовьется в игру, второе - в экспериментирование, третье - в труд.
Соответственно этот период и является наиболее продуктивным для формирования данных видов деятельности.
Я остановилась на экспериментирование, так как это направление для меня как педагога было менее изучено.
В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Но какую бы не ставил перед собой проблему саморазвития педагог, ему предстоит изучить теорию и методику данного вопроса и воплотить на практике полученные знания.
Условиями формирования моего личного вклада по теме самообразования стали:
- научно-исследовательские условия
- методические условия
- организационно-педагогические условия
Педагогические условия включают в себя посещение методических объединений, курсы повышения квалификации, общение в интернет-сообществах. Все это помогло мне определить актуальность и направление работы.
Актуальность
В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.
Психологи утверждают, что если в свое время ребенка целенаправленно не готовили к экспериментаторской деятельности, он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень.
Важность и значимость детского экспериментирования замечательно подчеркнул Николай Николаевич Подьяков, когда сказал
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»
Теоретический аспект
В работах многих отечественных педагогов говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые свойства предметов, их сходства и различия, о представлении или возможности приобретать знания самостоятельно /Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др. /
Знакомясь с материалами авторов я столкнулась связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, недостаточностью методической литературы по организации экспериментирования.
В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-эксперименты с разными материалами. Мало материала по проектированию занятий познавательного характера с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.
Таким образом целью моей деятельности стало- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Перед собой я поставила задачи как образовательные, так и профессиональные
• Задачи образовательного цикла:
• повышение уровня развития любознательности;
• развитие исследовательских умений и навыков детей ;
• формирование умения анализировать объект или явление, выделять существенные признаки;
• повышение уровня развития познавательных процессов;
• обогащение словарного запаса детей различными терминами
• воспитание личностных характеристик (инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, т. д.);
• расширение знаний детей о неживой природе;
• Задачи профессионально компетенции:
• повышение профессиональной компетентности в вопросах организации детского экспериментирования;
• -приведение в систему научно-методической базы/дидактических материалов, методических пособий/;
• -достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования;
• -создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
• **Задачи решаются в соответствии с ФГОС, возрастными возможностями детей, а также особенностями их познавательно- исследовательской деятельности
Ведущая педагогическая идея
Ведущую педагогическую идею, я обозначила следующим образом:
Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»
Свою работу я строила поэтапно:
(рассказ по 1 этапу)
Начала с построения предметно-развивающей среды, изучила и подобрала литературу по данной проблеме. В моей группе создан «Уголок экспериментирования», который пополняется и обновляется в зависимости от возраста и потребностей детей.
Материалы, находящиеся в «Уголке экспериментирования», распределяются по разделам: “Песок и вода”, “Звук”, ”Вкус”, ”Запах” и т. д.
Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми я строю на основе партнерства, сотворчества. При беседах с детьми и наблюдениями за их игровой деятельностью я увидела, что «Центр экспериментирования» пользуется наибольшей популярностью у детей, чем все остальные игровые зоны групповой комнаты.
В зависимости от решаемых мной задач экспериментирования.
— пополняется содержание ценра экспериментирования объектами для исследования в реальном действии
— вносятся различные материалы для сенсорного развития (относятся к объектам для исследования в реальном времени, природные объекты;
— размещаются наглядные пособия, отображающие детям мир вещей и событий (образно-символическое оборудование);
— происходит обновление уголка природы;
— создаются мини-макеты по познавательному развитию.
Для меня было важно понять какое место занимает экспериментирование в деятельности моих коллег и как они строят свою работу в данном направлении. Для изучения использовала метод анкетирвания.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей. С этой целью для родителей проводилось анкетирование которое выявило недостаточную компетентность родителей по этому вопросу. Провожу консультации, посвященные детскому экспериментированию.
Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении необходимыми материалами «Уголка экспериментирования», Это способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментирования в домашних условиях.
Так же важным для меня было изучить интерес и потребность детей группы в экспериментальной деятельности. Изучение подтвердило важность и значимость моей работы.
На третьем этапе, внедренческом, апробировала и внедряла деятельность согласно разработанной программе.
Моя программа обеспечивает конкретное обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм и организаций воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения программы, подходы и принципы построения образовательного процесса, отражают целевые и ориентиры ФГОС ДО.
При проведении мониторинга я использовала методику Верещагиной по направлению "Познавательное развитие".
Мониторинг показал положительную динамику показателей познавательного развития достижений детей.
Таким образом мной были достигнуты результаты как образовательной, так и моей профессиональной деятельности. А именно:
У Воспитанников:
• повысился уровень любознательности;
• формируются исследовательские умения и навыки
• развивается умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки;
• повысился уровень развития познавательных процессов;
• обогатился словарный запас
• воспитываются личностных характеристик (инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, т. д.);
• расширились знаний детей о неживой природе.
Мной Профессионально:
• изучена научно-педагогической литература;
• разработаны перспективные планы, конспекты образовательной деятельности по теме;
• создание современная предметно-развивающей среды в группе;
• проведена диагностика развития и условий экспериментальной деятельности
• проведены мероприятия по обмену опытом с коллегами
• принято участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах;
• обобщен опыт работы по самообразованию.
Уникальностью своего личностного вклада считаю, руководство следующими принципами образовательной деятельности:
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребёнка в творческий процесс : реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребёнка создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
4. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; " открытие новых знаний".
5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
6. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребёнка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребёнка и группы в целом.