Приложение МААМ

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования

Татьяна Заднепровская
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 97»

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности

(личного вклада в развитие образования)

педагогического работника ДОУ

На тему :

" Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования"

Подготовила:

Воспитатель 1 категории

Заднепровская Татьяна Александровна

г. Дзержинск

Публикация «Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования» размещена в разделах

Представляю вашему вниманию практические достижения своей профессиональной деятельности по теме: «Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования».

Условия формирования

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая мной понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. а как известно после трех лет ребенок переходит в период - период любопытства .

Где-то в середине периода любопытства (на четвертом году жизни) исходная форма деятельности - манипулирование предметами - разделяется на три направления. Первое направление разовьется в игру, второе - в экспериментирование, третье - в труд.

Соответственно этот период и является наиболее продуктивным для формирования данных видов деятельности.

Я остановилась на экспериментирование, так как это направление для меня как педагога было менее изучено.

В деятельности экспериментирования дети выступают как своеобразные исследователи, и моя задача – поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Но какую бы не ставил перед собой проблему саморазвития педагог, ему предстоит изучить теорию и методику данного вопроса и воплотить на практике полученные знания.

Условиями формирования моего личного вклада по теме самообразования стали:

- научно-исследовательские условия

- методические условия

- организационно-педагогические условия

Педагогические условия включают в себя посещение методических объединений, курсы повышения квалификации, общение в интернет-сообществах. Все это помогло мне определить актуальность и направление работы.

Актуальность

В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания.

Психологи утверждают, что если в свое время ребенка целенаправленно не готовили к экспериментаторской деятельности, он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень.

Важность и значимость детского экспериментирования замечательно подчеркнул Николай Николаевич Подьяков, когда сказал

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»

Теоретический аспект

В работах многих отечественных педагогов говориться о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые свойства предметов, их сходства и различия, о представлении или возможности приобретать знания самостоятельно /Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др. /

Знакомясь с материалами авторов я столкнулась связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, недостаточностью методической литературы по организации экспериментирования.

В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты и игры-эксперименты с разными материалами. Мало материала по проектированию занятий познавательного характера с элементами экспериментирования, организации и оформлении уголков с соответствующим материалом.

Таким образом целью моей деятельности стало- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Перед собой я поставила задачи как образовательные, так и профессиональные

Задачи образовательного цикла:

• повышение уровня развития любознательности;

развитие исследовательских умений и навыков детей ;

• формирование умения анализировать объект или явление, выделять существенные признаки;

• повышение уровня развития познавательных процессов;

• обогащение словарного запаса детей различными терминами

• воспитание личностных характеристик (инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, т. д.);

• расширение знаний детей о неживой природе;

Задачи профессионально компетенции:

• повышение профессиональной компетентности в вопросах организации детского экспериментирования;

•  -приведение в систему научно-методической базы/дидактических материалов, методических пособий/;

•  -достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования;

•  -создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

• **Задачи решаются в соответствии с ФГОС, возрастными возможностями детей, а также особенностями их познавательно- исследовательской деятельности

Ведущая педагогическая идея

Ведущую педагогическую идею, я обозначила следующим образом:

Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Свою работу я строила поэтапно:

(рассказ по 1 этапу)

Начала с построения предметно-развивающей среды, изучила и подобрала литературу по данной проблеме. В моей группе создан «Уголок экспериментирования», который пополняется и обновляется в зависимости от возраста и потребностей детей.

 Материалы, находящиеся в «Уголке экспериментирования», распределяются по разделам: “Песок и вода”, “Звук”, ”Вкус”, ”Запах” и т. д.

 Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми я строю на основе партнерства, сотворчества. При беседах с детьми и наблюдениями за их игровой деятельностью я увидела, что «Центр экспериментирования» пользуется наибольшей популярностью у детей, чем все остальные игровые зоны групповой комнаты.

В зависимости от решаемых мной задач экспериментирования.

— пополняется содержание ценра экспериментирования объектами для исследования в реальном действии

— вносятся различные материалы для сенсорного развития (относятся к объектам для исследования в реальном времени, природные объекты;

— размещаются наглядные пособия, отображающие детям мир вещей и событий (образно-символическое оборудование);

— происходит обновление уголка природы;

создаются мини-макеты по познавательному развитию.

Для меня было важно понять какое место занимает экспериментирование в деятельности моих коллег и как они строят свою работу в данном направлении. Для изучения использовала метод анкетирвания.

 Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей. С этой целью для родителей проводилось анкетирование которое выявило недостаточную компетентность родителей по этому вопросу. Провожу консультации, посвященные детскому экспериментированию.

Родители принимают активное участие в оборудовании и пополнении необходимыми материалами «Уголка экспериментирования», Это способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментирования в домашних условиях.

Так же важным для меня было изучить интерес и потребность детей группы в экспериментальной деятельности. Изучение подтвердило важность и значимость моей работы.

На третьем этапе, внедренческом, апробировала и внедряла деятельность согласно разработанной программе.

Моя программа  обеспечивает конкретное  обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм и организаций воспитательно-образовательного процесса в детском саду.    Задачи, содержание, объем образовательных областей, основные результаты освоения программы, подходы и  принципы построения образовательного процесса, отражают целевые и ориентиры ФГОС ДО.

При проведении мониторинга я использовала методику Верещагиной по направлению "Познавательное развитие".

Мониторинг показал положительную динамику показателей познавательного развития достижений детей.

Таким образом мной были достигнуты результаты как образовательной, так и моей профессиональной деятельности. А именно:

У Воспитанников:

• повысился уровень любознательности;

• формируются исследовательские умения и навыки

развивается умение анализировать объект или явление, выделять существенные признаки;

• повысился уровень развития познавательных процессов;

• обогатился словарный запас

• воспитываются личностных характеристик (инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, т. д.);

• расширились знаний детей о неживой природе.

Мной Профессионально:

• изучена научно-педагогической литература;

• разработаны перспективные планы, конспекты образовательной деятельности по теме;

создание современная предметно-развивающей среды в группе;

• проведена диагностика развития и условий экспериментальной деятельности

•  проведены мероприятия по обмену опытом с коллегами

•  принято участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских Интернет-конкурсах;

• обобщен опыт работы по самообразованию.  

Уникальностью своего личностного вклада считаю, руководство следующими принципами образовательной деятельности:

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребёнка в творческий процесс : реализация творческих задач достигается путём использования в работе активных методов и форм обучения.

3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребёнка создание эмоциональной вовлечённости его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

4. Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребёнка, ребёнка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; " открытие новых знаний".

5. Вариативностьсоздание условий для самостоятельного выбора ребёнком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

6. Личностно ориентированное взаимодействиесоздание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребёнка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребёнка и группы в целом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Образовательная деятельность по речевому развитию для старших дошкольников на тему «Осень» Цель. Создание условий для речевой активности детей. Задачи. Обучающие: упражнять в умении подбирать слова на заданный звук, делить слова.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования» В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Педсовет-деловая игра с педагогами ДОУ «Создание условий в группе и на участке для развития двигательной активности» Тема: «Создание условий в группе и на участке для развития двигательной активности Приглашаем поиграть И проблемы порешать. Что-то вспомнить,.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. Ребенок – природный исследователь.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации экспериментирования с природным Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается принятием ФГОС ДО, который в качестве.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей раннего возраста Семинар У педагога есть прекрасная возможность: научить детей «В одно мгновенье – видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка. В единой.

Создание условий для развития познавательной самостоятельности детей средней группы в процессе изучения темы «Одежда» СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ОДЕЖДА». Насибова.

Консультация «Создание условий для социально-эмоционального развития детей» Создание условий для социально-эмоционального развития детей. Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение.

Создание условий для стимулирования речевой активности детей Создание условий для стимулирования речевой активности детей. «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только.

Опыт работы «Создание условий для двигательной активности детей в детском саду» Презентация «Создание условий для двигательной активности детей в детском саду» №2 • Жизнь — это система движений. • Потребность в движении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования
Опубликовано: 8 мая 2019 в 21:35
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Заднепровская (УИ 1668787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД