Ольга Трушина
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации экспериментирования с природным
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается принятием ФГОС ДО, который в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов ребенка.
В содержании ФГОС ДО п. 2.6 в образовательной области «Познавательное развитие» говорится о том, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности…» [25].
Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством организации экспериментирования с природным» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
В п. 2.7 познавательно-исследовательская деятельность отмечена как главный механизм развития ребенка, а именно:
- для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - …познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал…
В связи с этим: развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Наблюдая за своими воспитанниками, отметила, что им интересно выделять качества предметов, устанавливать новые для себя связи между ними. Дети проявляют живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, но не могут дать объяснение тому или иному явлению, самостоятельно видеть проблему, выдвигать гипотезы, действовать планомерно.
В настоящее время появилось много литературы по развитию познавательного интереса детей, организации и проведению экспериментальной деятельности. Изучив работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как Н. Н. Подъякова, Ф. А. Сохина, С. Н. Николаевой, я сделала вывод, что нужно организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.
Исходя из этого, поставила цель: Развитие познавательной активности де-тей старшего дошкольного возраста посредством проведения опытов и экспериментов
Для достижения цели наметила ряд задач:
Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём экспериментирования, коллекционирования, и другие формы работы;
Создавать условия для исследовательской активности детей;
Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность;
Повышать уровень педагогической культуры родителей в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели и задач использую программы и методические пособия:
«Ребёнок в мире поиска» программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста под редакцией О. В. Дыбиной.
«Методика детского экспериментирования» Л. В. Рыжова
Пособие представляет конкретные педагогические технологии исследова-тельской и экспериментальной деятельности дошкольников 5-7 лет при формировании представлений об окружающем мире.
«Неизведанное рядом» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина.
В пособии раскрывается методика поисково-познавательной деятельности в младшей, средней, старшей и подготовительной группах.
Методическое пособие «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.
В пособии представлены рекомендации по укомплектованию основным оборудованием и материалами; предложены планы работы для средней и старшей групп и дано примерное содержание занятий, игр, экспериментов.
Методическое пособие «Экспериментальная деятельность в ДОУ». Л. И. Одинцова.
В книге представлена экспериментальная деятельность педагогов ДОУ с детьми по пространственному моделированию и конструированию.
«Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ». Н. В. Нищева.
В сборнике представлено тематическое и перспективное планирование по-знавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах детского сада.
Интернет - ресурсы.
https://festival.1september.ru - Фестиваль педагогических идей
https://vospitatel.com.ua/ - Сайт "Воспитатель"
https://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
https://nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования
https://www.maam.ru/ - МААМ
https://detskiy-sad.com/ - Сайт «Детский сад»
https://dohcolonoc.ru/ - Сайт «Дошколенок»
Все используемые программы и технологии адаптировала к условиям своей группы.
В своей педагогической деятельности использую следующие методы обу-чения дошкольников :
• Эвристический: проведение исследований;
• Проблемный: постановка проблемных ситуаций;
• Исследовательский: решение поставленной задачи;
• Практический метод : организация продуктивной деятельности;
• Объяснительно-иллюстративный: показ и проведение опытов.
Были определены основные принципы, по формированию у детей дошкольного возраста познавательной активности :
Принцип научности, который является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией;
Принцип развития отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов поисково-познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением ком-плекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе поисково-познавательной деятельности.
Включаю экспериментирование в различные виды детской деятельности: : наблюдение, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, труд, ИЗО, музыка, чтение художественной литературы, физическое воспитание. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.
Стараюсь так организовать детскую поисково – исследовательскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов подобрала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается и долго сохраняется в памяти; тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.
Для реализации поисково – исследовательской деятельности детей, в своей группе создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. В уголке природы оборудована «мини-лаборатория». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом.
Мини-лаборатория делится на следующие компоненты:
Дидактический
компонент Компонент
оборудования Стимулирующий
компонент
Познавательные книги, атласы, тематические альбомы, серии картин с изображением природ-ных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов приборы-помощники: микроскоп, лупы, увели-чительные стекла, весы, песочные, механические часы, компас, магниты; портновский метр, линейки и т. д. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема; сита, воронки разного размера и материала; природный материал, утилизированный мате-риал; разные виды бума-ги; красители: пищевые и непищевые (гуашь, аква-рельные краски); меди-цинские материалы; про-чие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цвет-ные и прозрачные стекла, и др.
В «мини – лаборатории» дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Всю работу по детскому экспериментированию строю по следующему алгоритму:
Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей мною системати-чески проводятся консультации, фото отчеты, создана картотека элементарных опытов по исследовательской деятельности дошкольников.
Для поддержания интереса у детей к экспериментированию я рекомендую родителям создать дома уголки экспериментирования. Для этого постоянно обновляю наглядную информацию по проведению исследовательской деятельности.
Привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе и участие в тематических проектах нашей группы.
Формы работы с родителями:
• Наглядно-информационные: папки-передвижки: «Эксперимент в детском саду», консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»; рекомендации: «Проведите с детьми дома».
• Информационно-аналитические: запросы с потребностями родите-лей; анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома».
• Познавательные : родительское собрания ««Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» сентябрь 2018г.
• Досуговые: посиделки – сентябрь 2017г, открытые просмотры НОД октябрь 2018г., февраль 2018г., март 2019г.
• Письменные: мини-отчеты; доска объявлений.
Результатами данной работы считаю следующее:
- в группе создана предметно-развивающая среда, стимулирующая познавательное развитие дошкольников;
- сформированы навыки овладения детьми экспериментальной деятель-ностью;
- повышена исследовательская активность детей и их родителей в проведе-нии опытов;
Таким образом, проведенная работа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста показала, что разработав систему работы с использованием опытно-экспериментальной деятельности, реализуя личный подход к детям, добилась положительных результатов.
Количество детей, у которых сформирован показатель: самостоятельно видеть проблему, активно высказывать предложения по ее решению, умеющих самостоятельно выдвигать гипотезы увеличился на 23 %; самостоятельно планировать свою деятельность, осознанно выбирать предметы и материалы для неё в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями увеличился на 45 %; действовать планомерно, помнить о цели работы на протяжении всей деятельности, доводить дело до конца увеличился на 50 %; формулирования в речи достижения результата, способности устанавливать причинно-следственные связи увеличилось на 20%.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению ими новых знаний и умений.
В перспективе планирую продолжить свою работу в течение трех лет. Для себя открываю много неизведанного, а главное полезного для мо-их воспитанников по данной теме. А накопленным материалом предлагаю поделиться с коллегами: создав банк мультимедийных презентаций, дидактических и методических материалов по детскому экспериментированию в ДОУ.