Елена Зимина
Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар
У педагога есть прекрасная
возможность: научить детей
«В одно мгновенье – видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка.
В единой капле – бесконечность,
И небо в чашечке цветка».
Уильям Блейк.
Слайд№3 Предметно-пространственная среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его.
Мир, в который входит и познаёт ребёнок, должен быть насыщенным впечатлениями, вызывающим у него эмоциональный отклик, а также активизирующий слух, зрение, то есть все виды восприятий.
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд4 Современные образовательные стандарты предъявляют определённые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных учреждениях.
Стараемся, чтобы развивающая предметно-пространственная среда группы была :
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной,
безопасной.
Организация развивающей среды в группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возраста, особенностей и интересов.
Слайд 5 - 9
Познавательное развитие направлено на развитие у детей познавательных интересов через решение следующих задач:
• Сенсорного развития
• Познавательно-исследовательской деятельности
• Знакомство с предметным окружением
• Знакомство с окружающим миром
Ведущей педагогической идеей моей работы является создание эффективных условий для активизации познавательной активности у детей.
Первое знакомство с детским садом начинается со знакомства с внешним видом учреждения, территории. Благоустроить детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Души детей будут прекрасны, если ни будут расти в атмосфере красоты. Для дальнейшего личностного становления ребёнка важно, что его окружает. Видя ежедневно ухоженные красивые, всегда цветущие клумбы. Воспитанник не только получает положительные эмоции, но и учится оберегать красоту, создавать её своими руками.
Все мы стремимся окружить себя красотой и гармонией, благоустроить свою территорию так, чтобы создать атмосферу уюта и комфорта.
Слайд 10
В группе созданы развивающие зоны для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т. д., которые размещаются и содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий.
Слайд 11
Музыкальный центр
В музыкальном центре имеются различные музыкальные инструменты.
Для развития слухового внимания используем музыкальные баночки, которые наполнили различными наполнителями. Дети сравнивают звучание баночек, для этого используем дидактическую игру : «Определи одинаковые баночки по звучанию». Также сравниваем баночки по весу и проводим дидактическую игру : «Тяжёлая - лёгкая» и др. Для формирования интереса к музыке, знаком с музыкальными инструментами. Проводим дидактические игры : «На чём играю?»; «Тихо – громко» и т. д.
Слайд 12- 17
Театральный центр
В театрализованной зоне сказки представлены в разной подаче для детей. Это: пальчиковый театр, сказки на магнитной доске, кукольный театр, резиновые игрушки, настольный театр, игры драматизации
Универсальность театрализованной игры решает практически все образовательные задачи в работе с детьми. Способствует развитию внимания, пространственного и образного мышления, вызывает яркие эмоции, незабываемые впечатления, помогают преодолевать неуверенность в себе, застенчивость, формируют связную речь.
Слайд18
Центр конструирования
Конструирование - эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Дети очень любят создавать постройки из модулей, конструкторов «Лего», и др. Детская фантазия обладает огромным творческим потенциалом, и наша задача — развивать и совершенствовать уникальные конструкторские и художественные способности детей.
Строительные игры приносят большую пользу, развивая малыша. У детей развиваются творческие способности, мышление, трудолюбие, усидчивость и терпение, а так же мелкая моторика.
Слайд 19
Центр физического развития
Особое внимание уделяется развитию потребности в движениях. Для этого отведено большое пространство в группе, имеется горка и различные пособия для занятий физической культурой: мячи (разного размера); обручи; каталки и игрушки на колесах; мешочки набитые песком; рули, скакалки; кегли; кубики; маски; ленточки; массажные дорожки; дорожки для ходьбы.
Также собраны картотеки спортивных подвижных и народных игр различной степени подвижности; комплексы утренних гимнастик, пальчиковых гимнастик и дыхательных упражнений; физкультурминуток; гимнастик пробуждения.
Маленькие дети резвы и любознательны. Им нравится участвовать в подвижных играх и упражняться со спортивным инвентарем. Наличие грамотно оформленного спортивного уголка в группе стимулирует их к активной самостоятельной деятельности.
Слайд20
Уголок ПДД
Дети 2 - 3 лет должны знать, что машины едут по дороге, а люди переходят дорогу по пешеходному переходу.
С помощью игровых технологий и дидактических пособий можно интересно, занимательно и увлекательно обучать детей правилам дорожного движения. Мною были разработаны дидактические пособия, направленные на формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах : «Дорожное панно»; Д/и «Собери светофор».
Слайд 21
Центр природы и экспериментальной деятельности.
В природном уголке имеется дидактический материал для познания окружающего мира, дети наблюдают признаки природных изменений свойственных тому или иному времени года
Также в этом уголке мы разместили центр «Воды и песка», который оборудован специальными игрушками: формочки, лопатки, ведерки, совочки, грабли, лейки, кораблики, мыльные пузыри, вертушки; игра «рыбалка», в нее входят: рыбки, удочки. Проводим различные дидактические игры и упражнения : «Тонет – не тонет»; «Подуй на кораблик» и др.
Очень нравится детям игры с кинестетическим песком – это интересный и современный материал для развития детей. Он доставит огромное удовольствие ребенку, приятный на ощупь и не липнет к рукам.
Организуя игры с песком и водой, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов и развиваем познавательную активность. Также обеспечиваем снятие эмоционального напряжения при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой.
Слайд22
Мышление детей раннего возраста наглядно, поэтому необходимо, чтобы они знакомились с природными явлениями и изменениями в натуре. Для выполнения этих задач, в уголок природы было изготовлено «Сезонное дерево Яблоня». Используя данный макет ребенок лучше воспринимает понятие о времени года, лучше представляет особенности каждого сезона, изменениях в природе.
Слайд 23
Так же нами были изготовлены два макета: «Дикие животные и «Домашние животные» Игры с макетами востребованы детьми и способствует их развитию, открывают множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. Использование макета прекрасная возможность познакомить детей с обитателями леса и настоящей фермы. Это наглядное представление, в каких условиях живут животные в лесу и в каких рядом с людьми и как люди заботятся о них. У нас имеются различные дидактические игры для знакомства с животными: «Где моя мама?»; «Кто где живёт?»; магнитные игры и др.
Слайд24
Ежегодно весной принимаем участие в конкурсе «Огород на окне» Наблюдаем за ростом растений. В частности: как растёт лук; как набухают почки и появляются первые листочки на веточке тополя и берёзы. Рассматриваем различные семена (горох, бобы, овёс и др., садим, поливаем и т. д.
Слайд25
Центр социально-коммуникативного развития
В групповой комнате созданы оптимальные условия для развития игровой деятельности, для формирования психических процессов, творческой активности детей, освоения детьми социальных норм и культурных ценностей. Для этого выделено пространство для игры: имеются предметы-заместители, атрибуты и игрушки для различных видов сюжетно-ролевых игр:
Слайд 26
При создании развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении учитывали ведущую роль игровой деятельности.
Поэтому мы уделяем особое внимание на создание эффективных условий для активизации познавательной активности у детей с использованием дидактических игр и упражнений в различных видах деятельности детей.
Хочу представить вашему вниманию дидактические игры и пособия, сделанные свими руками, которые успешно применяем для развития познавательной активности.
Слайд 27
Дидактическое пособие «Весёлый куб».
Материал: пособие состоит из сшитых объёмных частей куба.
На каждой стороне своя тематика: 1. «Весёлая полянка», где на липучки прикрепляются божья коровка и мухомор, цветы крепятся на кнопки. 2. «Девочка», которой нужно застегнуть пуговицы и заплести косички. 3.»Машина едет», где также всё крепится на липучки; части машины; солнышко; тучки. 4. «Кто в домике живёт?», нужно расстегнуть замок и посмотреть, кто там прячется.
Слайд 28
Дидактическое панно «Геометрические фигуры»
Материал: Вверху на ткани прикреплены липучки, а внизу пришиты 2 кармашка с замочками, по середине большой кармашек. Фигуры сделаны из тонкой фанеры обклеенные скотчем 4 основных цветов, на другой стороне липучки. На кармашках тоже липучки, на которые прикрепляется определённая фигура. Геометрические формы легко запоминаются в памяти детей с помощью игр : «Найди домик для круга (квадрата); «Разложи по цвету»; «Много – один».
Слайд 29
Для закрепления цвета, формы, величины были созданы следующие дидактические игры :
Д/и. «Найди цветок для бабочки»
Д/и «Цветочная полянка»
Д/и «Весёлые матрёшки»
Д/и. «Найди такой же»
Слайд 30
Для формирования интереса к театрализованной деятельности смастерили мини – ширму для кукольного театра
Слайд31, 32
Изготовили подвесные мобили, позволяющие не только внести в дизайн помещения красоту и новизну, но и проводить работу с детьми по закреплению пройденного материала, а также для тренировки дыхания и зрения Для этого используем: дидактическое упражнение : «Полетели листочки (снежинки, бабочки и др); «Дует, дует ветер». Также используем мобиль для подвижной игры «Карусели»
Слайд33
Для развития познавательного интереса детей к дидактическим играм и упражнениям ведём активную работу с родителями. Проводим различные консультации, собрания на эту тему. Провели конкурс «Дидактическая игра своими руками».
Слайд 34
Много всего интересного и неизведанного для малыша можно найти вокруг.
Созданная предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, способствует снятию напряженности, излишней тревоги, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности детей. Каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.