Оксана Морозова
Опыт работы «Создание условий для двигательной активности детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация
«Создание условий для двигательной активности детей
в детском саду»
№2
• Жизнь — это система движений.
• Потребность в движении дана человеку природой.
• Человек — её высшее творение природы.
№3
Что же такое двигательная активность?
№4
Публикация «Опыт работы „Создание условий для двигательной активности детей в детском саду“» размещена в разделах
Двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовле-творение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Это средство приобщения детей к здоровому образу жизни
№5
В теории и методике физического воспитания выделяется три вида двигательной ак-тивности :
• Регламентированная
• Частично-регламентированная
• Нерегламентированная
№6
Регламентированная двигательная активность
Представляет собой суммарный объём специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий. (Утренняя гимнастика, образовательные области: физическое развитие, худ-эст: музыка)
№7
Частично-регламентированная двигательная активность
Это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных за-дач. (например, во время выполнения подвижных игр)
№8
Нерегламентированная двигательная активность
включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий
(например в быту или самостоятельной деятельности)
№9
Этапы планирования двигательной активности
1-й этап педагогического процесса – «Утро»
Утром целесообразно планировать двигательную деятельность, знакомую по содер-жанию, в зависимости от интересов и потребностей детей.
Планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности («Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев кеглю»). При планировании подвижных игр не-обходимо учитывать, какая деятельность будет после завтрака. Если непрерывная об-разовательная деятельность связана с длительной статической позой (ФЭМП, развитие речи, изодеятельность, то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности;
Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, незави-симо от уровня их физического развития, а также индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слу-ха, нервной системы, ожирение.
№10
2-й этап педагогического процесса – «прогулка»
На прогулке предлагается планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и 1-2 игры с подгруппами детей. Кроме того, я намечаю игровые упраж-нения для индивидуальной работы.
Важно для прогулки планировать не только подвижные, но и спортивные игры (зимой - хоккей; весной, летом, осенью - футбол, баскетбол, бадминтон, городки) и спортивные упражнения (зимой -катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью - катание на велосипеде).
Необходимо учитывать, какая НОД предшествовала прогулке: если она носила под-вижный характер физическая культура, музыка, то прогулку лучше начать с наблюдения, но если дети были ограничены в движениях, то прогулку
№11
3-й этап педагогического процесса - «Вторая половина дня
• Во вторую половину дня кроме гимнастики пробуждения и закаливающих меро-приятий предлагается планировать активный отдых детей (Праздники, досуги, развлечения), различное физкультурное оборудование, тренажеры, дидактиче-ский материал - карточки для самостоятельной двигательной активности.
• Во вторую половину дня также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, лучше планировать спокойную двигательную дея-тельность - малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.
№12
Требования, предъявляемые к планированию двигательной активности :
Планирование должно обеспечить решение главной цели воспитания - форми-рование индивидуальной, неповторимой личности, поэтому важно грамотно со-четать фронтальные и индивидуальные формы работы.
При планировании необходимо избегать формализма. План должен быть реаль-ным.
При планировании необходимо учитывать критические периоды в физическом и психическом развитии, уровень физического развития и физической подготов-ленности ребенка, тип высшей нервной деятельности, степень развития анализа-торных систем, биоритмологический профиль, направленность личности ; учиты-вать задатки, склонности, интерес ребенка.
План должен обеспечить системность в работе. Между различными видами дея-тельности должны быть тесная связь, единство воспитания и обучения.
№13
Индивидуальный подход к детям с учётом характера двигательной активности
В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить детей на три основные подгруппы (высокой, средней и низкой подвижности).
• К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью ДА независимо от объема и продолжительности ДА
• Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей ДА.
• Дети третьей подгруппы имеют низкий объем ДА в сочетании с низкими и сред-ними показателями продолжительности и интенсивности.
№14
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведе-нием, равномерной подвижностью на протяжении всего дня. Таких детей при-мерно половина или чуть больше в группе. Они самостоятельны и активны, дви-жения их уверенные, чёткие, целенаправленные.
При руководстве двигательной активностью детей средней подвижности доста-точно создать необходимые условия, т. е. предоставить место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование и пособия.
№15
Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно четвёртую – пятую часть. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки, избегают движений, требующих точности и сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Из-за высокой интенсивности двигательной активности они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять в долж-ной степени своими движениями. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому эти дети отличаются неуравнове-шенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации, они с тру-дом засыпают, спят неспокойно.
Руководство двигательной активностью детей большой подвижности направля-ется не на уменьшение их двигательной активности, а на регулирование интен-сивности движений. Пусть по времени дети двигаются как можно больше – важно запрограммировать такой состав движений, которые требуют сосредоточенности внимания, сдержанности, точности.
№16
Наиболее уязвим организм детей малой подвижности. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвиж-ным детям, умеющим найти для игр пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую интенсивных движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с движения-ми. Малая подвижность – фактор риска для ребёнка.
У малоподвижных детей следует воспитывать интерес к движениям, потреб-ность в подвижных видах деятельности. Особое внимание уделяется развитию всех основных движений, особенно интенсивных (бег, прыжки – разные их спо-собы). Малоподвижные дети вовлекаются в активную двигательную деятельность на протяжении всего дня.
Особое внимание требуют к себе ослабленные и часто болеющие дети. Индиви-дуальная работа с такими детьми должна состоять не столько в ограничении на-грузок (интеллектуальных, двигательных, трудовых и т. д., сколько в создании условий для оптимизации деятельности при обеспечении соответствия затрачиваемых ребёнком усилий физиологическим возможностям организма. Это достигается путём рациональной регламентации длительности, объёма, интенсивности и содержания деятельности, созданием для ребёнка условий психологического комфорта.
№17
Так какие условия надо создать для двигательной активности детей в ДОУ?
№18
Это оборудование физкультурного зала, спортивных уголков в группах, участков, спортинвентарь, а так же условия для самостоятельной двигательной активности детей.
№19
В нашем детском саду оборудованы физкультурный зал, оснащённый необходимым инвентарём, зоны двигательно-игровой деятельности в групповых комнатах
№20
Участок детского сада тоже не остался без внимания. На групповых участках имеются веранды, скамейки, лестницы для лазания, дорожки здоровья.
№21
На территории детского сада имеется физкультурная площадка, разделенная на 2 части. Здесь есть почти всё необходимое для занятий и двигательной активности детей.
№22
Наша группа имеет достаточное количество спортинвентаря (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры) для организации разнообразной двигательной деятельности детей на прогулке.
№23
Для полноценного физического развития детей важнейшее значение имеет создание благоприятной предметной среды в помещении ДОУ.
№24
В нашей группе:
• разработаны картотеки утренних гимнастик, физкультминуток, пальчиковых игр, подвижных игр, гимнастик пробуждения, основных движений и т. д.
• собрано оборудование физкультурного уголка;
• приобретены или сделаны атрибуты для организации самостоятельной двига-тельной активности детей в группе и на прогулке;
• оформлены рекомендации для родителей по организации двигательной дея-тельности в семье.
№25
Ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 часа. Такую активность мы стараемся обеспечивать следующими мероприятиями:
№26
утренняя гимнастика. Проводим ежедневно утром 5-7 минут. Для повышения интереса упражнения проводим с различным материалом (флажки, кубики, мячи, платочки, ленточки и др.
№27
• физическая культура (занятия);
• двигательная активность на прогулке;
• физкультура на улице;
• подвижные игры, игровые упражнения на прогулке;
№28
• динамические паузы;
• физкультминутки;
• гимнастика после дневного сна;
• активный отдых : физкультурные досуги, спортивные праздники, развлечения, забавы, походы;
• дыхательная гимнастика
№29
• индивидуальная работа;
• самостоятельная двигательная деятельность;
• комплекс упражнений по профилактике плоскостопия (ходьба по массажным дорожкам и др.);
№30
• Работая в этом направлении очень важно, чтобы все формы двигательной актив-ности и двигательной деятельности, реализуемые в процессе физического воспитания в детском саду, как организованные, так и самостоятельные, индивидуальные, благоприятно отразились на развитии моторики, на физическом и психическом здоровье детей.
№31
Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую личность!