Яна Охапкина
Создание условий для обучения грамоте детей дошкольного возраста с ЗПР в контексте их подготовки к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее распространенной проблемой, выявленной у детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР, приступивших к обучению в школе, является проблема овладения письменной речью. В основе дисграфии обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдается неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим (звуковым) составом слова.
Публикация «Создание условий для обучения грамоте детей дошкольного возраста с ЗПР в контексте их подготовки к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ЗПР. Задержка психического развития
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В связи с чем одной из основных задач коррекционно – развивающей педагогики в рамках работы по подготовке дошкольников с ЗПР к обучению в школе является задача по подготовке к обучению грамоте.
Изучая проблему обучения грамоте детей с ЗПР Л. Ф. Спирова, Н. А. Цыпина, Р. Д. Тригер, Н. А. Никашина и др. отмечают, что дети данной категории и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях. Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.
Я работаю учителем – логопедом МБДОУ «ДС № 46 «Надежда» (далее – ДОУ) на группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР в течение 6 лет. Опираясь на собственный опыт отмечу, что низкий уровень познавательной деятельности, сниженная работоспособность к приему и переработке информации, ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире, недостаточная сформированность умственных операций, отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи у детей с ЗПР требуют от педагога вариативных подходов в объяснении и закреплении материала. Я считаю, что необходимо начинать с упражнений, направленных на развитие звукобуквенного восприятия, что в будущем положительно отражается на решении задач по подготовке детей с ЗПР к обучению грамоте.
В обязанности учителя-логопеда в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ЗПР входит всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение индивидуальных занятий с детьми, которые имеют ЗПР, осложненную нарушениями звукопроизношения, фонетико-фонематическим недоразвитием, элементами общего недоразвития речи.
Задачи по подготовке детей с ЗПР к обучению грамоте решает ведущий специалист группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР – учитель-дефектолог. Но, при обучении грамоте знакомство с буквой в основном происходит очень быстро, дети не успевают запомнить образ буквы, забывают или путают ее название, при написании неправильно располагают букву в пространстве. Для то го, чтобы ребенок прочно усвоил буквы он должен пройти этапы: от звука к букве; от целостного образа буквы к расчлененному. Поэтому, я ак тивно вк лючаюсь во взаимодействие с учителем – дефектологом в том числе в вопросах знакомства детей с буквами. Ведь только системная работа дает положительные результаты при ре шении за дач по подготовке детей с ЗПР к обучению грамоте и, в целом, при коррекции недостатков речи у дошкольников с ЗПР.
Как я от мечала, уч итель – логопед проводит только индивидуальные занятия, и, ли чностно ориентированная педагогическая деятельность является наиболее перспективным направлением, позволяющим обеспечить качество образования детей, имеющих отклонения в речевом развитии, тем не менее, для достижения положительных результатов, детям с ЗПР необходима многократность повторения информации при воздействии на различные ан ализаторы и каналы восприятия. А, организация работы с ми крогруппами де тей позволяет педагогу объединить дошкольников с ЗПР со схожими проблемами речевого развития и активно использовать те же приемы, что в процессе индивидуальной работы, но создавая си туацию общения между детьми.
Одной из приемлемых форм объединения детей в микрогруппы я считаю кружковую деятельность. В св язи с чем мною разработана и реализуется программа кружка «Веселые буквы» целью которой является создание условий для развития речевых, познавательных и творческих способностей детей с ЗПР в процессе ознакомления с буквами русского алфавита, их ак устическом образе и графическом изображении.
В рамках реализации кружка «Веселые буквы» мною разработан перспективный план на учебный год (Приложение 1, который предполагает решение следующих задач:
Коррекционно-образовательные:
формирование навыков звукового анализа и синтеза, фонематического слуха и восприятия;
формирование правильного звукопроизношения;
формирование представлений детей о том, чем звук отличается от буквы;
формирование навыка составления и выкладывания букв из палочек, мозаики, шнуровки, конструктора; изображения из пластилина, глины, соленого теста, способ аппликации и оригами; рисования на бумаге, на песке;
обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами;
ознакомление детей с буквами русского алфавита.
Развивающие:
развивать дыхание, голос и мимические мышцы;
развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
развивать слуховое и зрительное внимание;
развивать фонематическое восприятие;
развивать связную речь.
Воспитательные:
воспитывать умение внимательно слушать речь логопеда;
воспитывать умение слушать друг друга;
воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;
воспитывать самоконтроль за речью.
Здоровьесберегающие:
планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребёнка;
соблюдать правильную посадку ребёнка;
способствовать созданию благоприятного психологического климата;
соблюдать режим охраны зрения.
Для родителей:
повышение эффективности коррекционной работы по подготовке детей к обучению в школе посредством взаимодействия с родителями;
познакомить родителей с иг рами и упражнениями для более легкого запоминания детьми букв и различения их среди других букв.
Для педагогов:
знакомство со специальными методами и приемами в проведении игр и упражнений по ознакомлению детей с буквами русского алфавита.
Для ре шения поставленных задач в план включена работа со всеми уч астниками образовательной деятельности: детьми, семьями воспитанников и педагогами ДОУ.
В соответствии с моделью построения образовательной деятельности в кружке занятия проводятся один раз в неделю с детьми 6 – 7 лет продолжительностью 30 минут. Учебная нагрузка на детей также является возможной, так как кружковые занятия входят в допустимое количество занятий в неделю, что не противоречит требованиями СанПин. Количество детей, посещающих кружок – до пяти человек.
Занятия состоят из двух частей. Первая включает в себя игры и упражнения на выделение изучаемого звука в речи, определение позиции звука в слове, формирование навыка звукового анализа и синтеза, а также дифференцирование оппозиционных звуков. Вторая часть занятия посвящается знакомству с буквой или закреплению уже имеющихся знаний детей о той или иной букве. Обучение дошкольников проходит в занимательной, игровой форме – это система увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами и анимационных роликов. При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях: дети рисуют букву, украшают ее разными узорами, лепят букву, выкладывают букву фасолью или пуговицами, камушками, рисуют на песке, выкладывают из палочек, тесьмы, ниток.
Для изучения звука помогают следующие задания:
уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);
определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;
отобрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;
придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;
узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;
находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;
отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;
выделить из ряда слов, произносимых педагогов, те, в которых имеется заданный звук;
выделить из предложения слова с заданным звуком.
Ресурсное обеспечение реализации программы кружка включает насыщенную развивающую предметно – пространственную среду, которую я обогатила следующим наглядно-дидактическим и игровым материалом: «Звуковые дорожки», «Разрезные картинки», «Собери букву», «Веселый паровозик», «Прятки», «Дизайнеры», «Узнай букву», «Оркестр», «Я учу буквы», «Буковка», «Где наш дом».
Мною разработано авторское многофункциональное пособие «Буква – знай-ка», применение которого направлено на создание условий для включения ребенка в игровое взаимодействие с педагогом, обращённое на коррекцию речевого и познавательного развития дошкольника с ЗПР в процессе ознакомления с буквами русского алфавита, их акустическом образе и графическом изображении.
Работа с семьями воспитанников предполагает их активное и заинтересованное включение в деятельность кружка. В рамках взаимодействия мною разработаны консультации, семинар-практикумы: «Подготовка детей грамоте в домашних условиях», «Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму», «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты», «Игры с буквами для дошкольников», направленные на повышение уровня педагогической грамотности родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе. Также налажено дистанционное взаимодействие на площадке Инстаграм, где я размещаю мастер классы на темы: «Интерактивные игры дома», «Наши пальчики играют», «Любимая буква», «Увлекательное обучение грамоте».
Опыт работы я транслировала для педагогов ДОУ в форме выступлений на педсоветах, мастер – классах, семинар – практикумах, консультациях: «Особенности обучению грамоте в компенсирующей гр уппе для детей с ЗПР», «Использование нетрадиционных методов логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми», «Игра как средство обучения дошкольников грамоте», «Развитие фонематических процессов через использование игр и игровых упражнений в непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста», «Игры с буквами».
На данном этапе реализации программы кружка «Веселые буквы» хочу отметить положительные результаты работы с детьми с ЗПР, которые проявляются в умении услышать звук, имеют представления о том, чем отличаются звуки от букв, дифференцируют звуки. «Печатать» буквы: выкладывать из палочек, мозаики, пуговиц, шнурочков и др; лепить из пластилина; конструировать из бумаги и конструктора; многие дети знают графические образы букв.
Таким образом, систематическая комплексная работа по ознакомлению детей с ЗПР с буквами обеспечивает возможность лучшего решения задач по подготовке детей к обучению грамоте при подготовке дошкольников к школе.