Папки-передвижки

Создание условий для обучения грамоте детей дошкольного возраста с ЗПР в контексте их подготовки к обучению в школе

Яна Охапкина
Создание условий для обучения грамоте детей дошкольного возраста с ЗПР в контексте их подготовки к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Наиболее распространенной проблемой, выявленной у детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР, приступивших к обучению в школе, является проблема овладения письменной речью. В основе дисграфии обычно лежит недоразвитие устной речи, в частности наблюдается неполноценность фонематического слуха и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим (звуковым) составом слова.

Публикация «Создание условий для обучения грамоте детей дошкольного возраста с ЗПР в контексте их подготовки к обучению в школе» размещена в разделах

В связи с чем одной из основных задач коррекционно – развивающей педагогики в рамках работы по подготовке дошкольников с ЗПР к обучению в школе является задача по подготовке к обучению грамоте.

Изучая проблему обучения грамоте детей с ЗПР Л. Ф. Спирова, Н. А. Цыпина, Р. Д. Тригер, Н. А. Никашина и др. отмечают, что дети данной категории и их нормально развивающиеся сверстники, овладевая грамотой, находятся на принципиально разных уровнях. Дети с ЗПР с трудом овладевают анализом и синтезом звукового состава слова, которые лежат в основе обучения грамоте. Кроме этого, они испытывают значительные трудности в ориентировке языковой действительности, не вычленяют из потока речи крупных речевых единиц: предложение, слово. Их речь несовершенна в грамматическом отношении. Они делают ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении, а также в использовании других синтаксических связей.

Я работаю учителем – логопедом МБДОУ «ДС № 46 «Надежда» (далее – ДОУ) на группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР в течение 6 лет. Опираясь на собственный опыт отмечу, что низкий уровень познавательной деятельности, сниженная работоспособность к приему и переработке информации, ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире, недостаточная сформированность умственных операций, отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов, необходимых для благоприятного становления речи у детей с ЗПР требуют от педагога вариативных подходов в объяснении и закреплении материала. Я считаю, что необходимо начинать с упражнений, направленных на развитие звукобуквенного восприятия, что в будущем положительно отражается на решении задач по подготовке детей с ЗПР к обучению грамоте.

В обязанности учителя-логопеда в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ЗПР входит всестороннее изучение речевой деятельности детей, проведение индивидуальных занятий с детьми, которые имеют ЗПР, осложненную нарушениями звукопроизношения, фонетико-фонематическим недоразвитием, элементами общего недоразвития речи.

Задачи по подготовке детей с ЗПР к обучению грамоте решает ведущий специалист группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР – учитель-дефектолог. Но, при обучении грамоте знакомство с буквой в основном происходит очень быстро, дети не успевают запомнить образ буквы, забывают или путают ее название, при написании неправильно располагают букву в пространстве. Для то го, чтобы ребенок прочно усвоил буквы он должен пройти этапы: от звука к букве; от целостного образа буквы к расчлененному. Поэтому, я ак тивно вк лючаюсь во взаимодействие с учителем – дефектологом в том числе в вопросах знакомства детей с буквами. Ведь только системная работа дает положительные результаты при ре шении за дач по подготовке детей с ЗПР к обучению грамоте и, в целом, при коррекции недостатков речи у дошкольников с ЗПР.

Как я от мечала, уч итель – логопед проводит только индивидуальные занятия, и, ли чностно ориентированная педагогическая деятельность является наиболее перспективным направлением, позволяющим обеспечить качество образования детей, имеющих отклонения в речевом развитии, тем не менее, для достижения положительных результатов, детям с ЗПР необходима многократность повторения информации при воздействии на различные ан ализаторы и каналы восприятия. А, организация работы с ми крогруппами де тей позволяет педагогу объединить дошкольников с ЗПР со схожими проблемами речевого развития и активно использовать те же приемы, что в процессе индивидуальной работы, но создавая си туацию общения между детьми.

Одной из приемлемых форм объединения детей в микрогруппы я считаю кружковую деятельность. В св язи с чем мною разработана и реализуется программа кружка «Веселые буквы» целью которой является создание условий для развития речевых, познавательных и творческих способностей детей с ЗПР в процессе ознакомления с буквами русского алфавита, их ак устическом образе и графическом изображении.

В рамках реализации кружка «Веселые буквы» мною разработан перспективный план на учебный год (Приложение 1, который предполагает решение следующих задач:

Коррекционно-образовательные:

формирование навыков звукового анализа и синтеза, фонематического слуха и восприятия;

формирование правильного звукопроизношения;

формирование представлений детей о том, чем звук отличается от буквы;

формирование навыка составления и выкладывания букв из палочек, мозаики, шнуровки, конструктора; изображения из пластилина, глины, соленого теста, способ аппликации и оригами; рисования на бумаге, на песке;

обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами;

ознакомление детей с буквами русского алфавита.

Развивающие:

развивать дыхание, голос и мимические мышцы;

развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

развивать слуховое и зрительное внимание;

развивать фонематическое восприятие;

развивать связную речь.

Воспитательные:

воспитывать умение внимательно слушать речь логопеда;

воспитывать умение слушать друг друга;

воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения;

воспитывать самоконтроль за речью.

Здоровьесберегающие:

планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости ребёнка;

соблюдать правильную посадку ребёнка;

способствовать созданию благоприятного психологического климата;

соблюдать режим охраны зрения.

Для родителей:

повышение эффективности коррекционной работы по подготовке детей к обучению в школе посредством взаимодействия с родителями;

познакомить родителей с иг рами и упражнениями для более легкого запоминания детьми букв и различения их среди других букв.

Для педагогов:

знакомство со специальными методами и приемами в проведении игр и упражнений по ознакомлению детей с буквами русского алфавита.

Для ре шения поставленных задач в план включена работа со всеми уч астниками образовательной деятельности: детьми, семьями воспитанников и педагогами ДОУ.

В соответствии с моделью построения образовательной деятельности в кружке занятия проводятся один раз в неделю с детьми 6 – 7 лет продолжительностью 30 минут. Учебная нагрузка на детей также является возможной, так как кружковые занятия входят в допустимое количество занятий в неделю, что не противоречит требованиями СанПин. Количество детей, посещающих кружок – до пяти человек.

Занятия состоят из двух частей. Первая включает в себя игры и упражнения на выделение изучаемого звука в речи, определение позиции звука в слове, формирование навыка звукового анализа и синтеза, а также дифференцирование оппозиционных звуков. Вторая часть занятия посвящается знакомству с буквой или закреплению уже имеющихся знаний детей о той или иной букве. Обучение дошкольников проходит в занимательной, игровой форме – это система увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами и анимационных роликов. При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях: дети рисуют букву, украшают ее разными узорами, лепят букву, выкладывают букву фасолью или пуговицами, камушками, рисуют на песке, выкладывают из палочек, тесьмы, ниток.

Для изучения звука помогают следующие задания:

уточнить артикуляции звука (узнать по картинкам, по губам);

определить наличие или отсутствие заданного звука хлопками, сигналами, картинками;

отобрать картинки, в названии которых есть изучаемый звук, утрированно его произнося;

придумать слова, в которых изучаемый звук слышится в начале, середине, в конце слова;

узнать, какой звук часто встречается в рассказе, стихотворении;

находить в сюжетной картинке предметы или их части, в которых есть нужный звук;

отгадать загадку и выделить первый или последний звук в словах-отгадках;

выделить из ряда слов, произносимых педагогов, те, в которых имеется заданный звук;

выделить из предложения слова с заданным звуком.

Ресурсное обеспечение реализации программы кружка включает насыщенную развивающую предметно – пространственную среду, которую я обогатила следующим наглядно-дидактическим и игровым материалом: «Звуковые дорожки», «Разрезные картинки», «Собери букву», «Веселый паровозик», «Прятки», «Дизайнеры», «Узнай букву», «Оркестр», «Я учу буквы», «Буковка», «Где наш дом».

Мною разработано авторское многофункциональное пособие «Буква – знай-ка», применение которого направлено на создание условий для включения ребенка в игровое взаимодействие с педагогом, обращённое на коррекцию речевого и познавательного развития дошкольника с ЗПР в процессе ознакомления с буквами русского алфавита, их акустическом образе и графическом изображении.

Работа с семьями воспитанников предполагает их активное и заинтересованное включение в деятельность кружка. В рамках взаимодействия мною разработаны консультации, семинар-практикумы: «Подготовка детей грамоте в домашних условиях», «Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму», «Что нужно знать взрослому, начинающему обучать дошкольника основам грамоты», «Игры с буквами для дошкольников», направленные на повышение уровня педагогической грамотности родителей в вопросах подготовки детей к обучению в школе. Также налажено дистанционное взаимодействие на площадке Инстаграм, где я размещаю мастер классы на темы: «Интерактивные игры дома», «Наши пальчики играют», «Любимая буква», «Увлекательное обучение грамоте».

Опыт работы я транслировала для педагогов ДОУ в форме выступлений на педсоветах, мастер – классах, семинар – практикумах, консультациях: «Особенности обучению грамоте в компенсирующей гр уппе для детей с ЗПР», «Использование нетрадиционных методов логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми», «Игра как средство обучения дошкольников грамоте», «Развитие фонематических процессов через использование игр и игровых упражнений в непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста», «Игры с буквами».

На данном этапе реализации программы кружка «Веселые буквы» хочу отметить положительные результаты работы с детьми с ЗПР, которые проявляются в умении услышать звук, имеют представления о том, чем отличаются звуки от букв, дифференцируют звуки. «Печатать» буквы: выкладывать из палочек, мозаики, пуговиц, шнурочков и др; лепить из пластилина; конструировать из бумаги и конструктора; многие дети знают графические образы букв.

Таким образом, систематическая комплексная работа по ознакомлению детей с ЗПР с буквами обеспечивает возможность лучшего решения задач по подготовке детей к обучению грамоте при подготовке дошкольников к школе.

Публикации по теме:

«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста«Гуси — лебеди» — развивающая сказка по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию свою новую работу из серии - развивающие сказки. Данную сказку можно использовать как обобщающее занятие по формированию.

Дидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по обучению грамоте «Абвгдейка» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по обучению грамоте «АБВГдейка» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Хлус Наталья Сергеевна,воспитатель.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Весна» Из опыта работы по программе "Вдохновение" Цель: Обобщить представления детей о весне. Активизировать речевую деятельность детей через игровую.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Создание условий для эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников.

Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамотеЛэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста грамоте. Автор: Кайтан И. М. В условиях модернизации образования каждый.

Создание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возрастаСоздание условий для развития фантазии и воображения у детей дошкольного возраста В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание развитию фантазии и воображения. Давайте разберёмся, а так ли это важно развивать фантазию.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для обучения грамоте детей дошкольного возраста с ЗПР в контексте их подготовки к обучению в школе
Опубликовано: 3 ноября 2021 в 10:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для обучения грамоте детей дошкольного возраста с ЗПР в контексте их подготовки к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Яна Охапкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД