Держак Наталья
Создание ситуации успеха у дошкольников в процессе музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Создание ситуации успеха у дошкольников в процессе музыкальной деятельности
Меняется мир – меняются и люди. В условиях глобальной цифровизации интерес к музыкальному образованию уходит на задний план.
Время эффективного приобщения дошкольников к музыкальной культуре может быть упущено, и сформировать мотивацию детей к занятиям музыкой в будущем окажется сложно
К. Д. Ушинский писал: «интерес ребенка к познанию чего- либо появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от радости в овладении знаниями»
Публикация «Создание ситуации успеха у дошкольников в процессе музыкальной деятельности» размещена в разделах
(иными словами) Переживание ситуации успеха повышает мотивацию деятельности и развивает познавательные интересы дошкольника.
Ситуация успеха - это целенаправленный, специально организованный комплекс условий, позволяющий достичь значительных результатов в деятельности ребенка, которые сопровождаются позитивными эмоциональными, переживаниями. а сам успех (переживание состояния радости, удовлетворения)-результат подобной ситуации. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки.
В ходе работы над проектом было принято решение о целенаправленном создании ситуации успеха воспитанников в музыкальной деятельности, и привлечения внимания педагогов к алгоритмам ее организации
Недостаточная освещенность темы требовала изучения литературы, поиска и апробации технологий, приемов и методов создания ситуации успеха воспитанников на практике.
Рекомендации А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков,В. А. Сухомлинский, М. И. Шилова, И. С. Якиманская помогли проекту определить необходимые условия образовательного процесса для создания ситуации успеха.
Чем богаче и комфортнее развивающая среда в ДОУ, инновационнее педагогический процесс, тем больше возможностей у ребёнка развивать свои способности. От педагога требуется полное принятие каждого воспитанника, обеспечение благоприятного психологического климата в коллективе, а также создание единого образовательного пространства в семье и детском саду.
Для эмоционального сближения детей сплочения коллектива хорошими помощниками послужили коммуникативные игры с музыкой («Ручеек», «Веселый поезд», «Улыбнись- поклонись», «Цветные клавиши», танцевальные игры- приветствия («Прощаться- здороваться», «Здравствуй, мой дружок», «Раз- два- три, здравствуй, говори», игры со сменой партнера («Брейк- миксер», «Бинго»). Он развивали у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к ближнему, стремление к единению, способствовали адаптации ребёнка в коллективе, снимали барьеры между более раскрепощенными и неуверенными в себе детьми. Особый азарт создают игры в которых кто- то рискует остаться без пары. С одной стороны это активизирует игроков, с другой учит с юмором и оптимизмом относиться к временному проигрышу.
Доктор педагогических наук Владимир Юрьевич Питюков предлагает целую серию педагогических приёмов, которые целесообразно использовать для создания ситуации успеха. Некоторые из них для проекта оказались особенно актуальны.
«Эмоциональное поглаживание» вербальными и невербальными средствами. Это- мягкие интонации, открытая поза, доброжелательная мимика и добрые комментарии. Мы расширили традиционный диапазон подбадривающих слов (молодец, умница) следующими фразами: «Очень интересно!», «Вы только посмотрите!», «Это что-то особенное!», «Об этом обязательно нужно рассказать…», «Ты сделал это!», «Я просто в восторге!» и др.
Интерес к музыкальным занятиям всегда вызывался через "Внесение мотива на деятельность" - игровую ситуацию с помощью музыкально- дидактических игр, игр- драматизаций, танцевального и песенного творчества, игры на детских музыкальных инструментах. При этом часто использовалось "Педагогическое внушение" - эмоционально окрашенное влияние педагога на сознательную сферу ребенка с целью появления уверенности, желания действовать и т. п - «Нам так не терпится узнать, что ты думаешь по этому поводу….», «Кажется, что ты справишься с этим лучше и быстрее нас», «Скорее приступай, у тебя все получится…».
В заранее подготовленной педагогами ситуации «Даю шанс» дети получали возможность неожиданно раскрыть для себя какую-то сторону, если не таланта, то скрытой способности. Подобные ситуации порой возникали спонтанно, важно было не упустить момент, сумев по достоинству его оценить.
Прием «Умышленная ошибка» работает на известном воспитанникам материале. Чем он? Во-первых, разрушается миф о непогрешимости педагога; во-вторых, вся группа мгновенно активизируется
«Заразить» коллектив можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для других, перерастёт в успех многих, а осознание этого вызовет радость всех.
Ситуации успеха особенно важны в работе с детьми, поведение которых осложнено, поскольку позволяет снять агрессию, напряжение или пассивность. Коммуникативные танцы и игры «Кто сегодня дирижер», «Шла купаться черепаха». «Кто у нас хороший». «Зеркало». «Веселая сороконожка», пение по образцу и с солистами, «Эхо»- «Узнай по голосу»способствуют выбросу негативных эмоций, помогают детям ощутить возможности своего тела, раскрыть способности, поверить в свои силы
Часто на занятиях использовалась "Скрытая инструкция" - своеобразная ненавязчивая подсказка- помощь, реализующаяся путем использования намека, не прямого указания «Наверное, лучше всего начать с … а затем …», «Обрати внимание. " «Ты конечно же не забудешь о …», "Ты помнишь, конечно, что лучше начать с. " "Обычно удобнее приступить с. " "Здесь, вероятно, главное. "
В моменты, когда у ребенка что- то не получалось, был важен тактильный контакт и принцип общения «глаза в глаза»: «Для тебя это не просто, однако если что - то не получится, мы тебе поможем». Воспитанник должен был знать, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют все его действия
При этом успешно использовалось "Авансирование" - оглашение достоинств дошкольника, которыми его наделяют окружающие. «Еще немного потренируешься и, обязательно возьмешь эту нотку…». "Ты непременно все сделаешь правильно, ведь ты очень стараешься.», «Ты уже не раз демонстрировал своё творчество в игре на инструментах.», «Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…». «ты же умница!»
Чтобы каждый ребёнок смог познать радость успеха, захотел повторить его, поверив в свои силы предлагались задания разного уровня сложности.
В результате работы над проектом – в нашем детском саду в старших - подготовительных группах появились сплоченные коллективы, дети стали увереннее в себе, часто проявляют творческую инициативу, на музыкальные занятия всегда идут с радостью и воодушевлением. Питают интерес к музыке, делятся впечатлениями, поученными в детском саду, о чем свидетельствует анкетирование родителей. Имеют успехи в исполнительстве, подтвержденные победами в творческих конкурсах. Несколько человек поступили в музыкальные школы.
В каждом ребенке, независимо от его способностей заложено желание чему-то научиться, уметь делать что-то лучше других, быть по достоинству оцененным окружающими. Несносный проказник может оказаться лучшим артистом на сцене, испытывающий сложности в математике - красиво петь, почти каждый обладает выраженным чувством ритма и т. д. Задача педагога- с помощью создания ситуации успеха в музыкальной деятельности помочь ребенку раскрыть свой потенциал, поверить в свои силы, пробудив любовь и интерес к музыке.
"Успех — как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить".
Не дайте ему пролететь мимо ребенка!