Лидия Калачева
Создание ситуации успеха в разнообразной деятельности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Создание ситуации успеха в разнообразной деятельности ребёнка.
Калачева Л. А.
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию педагогическую технологию по созданию ситуации успеха в разнообразной деятельности ребёнка. Педагогическая технология – это научно-педагогическое обоснование характера педагогического воздействия на ребёнка в процессе взаимодействия с ним, научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности ребёнка, входящего в культуру.
Публикация «Создание ситуации успеха в разнообразной деятельности ребёнка» размещена в разделах
Педагогической технологией называют и совокупность необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического воздействия – ту сторону работы педагога, которая составляет ремесло педагогической профессии. С другими материалами по педагогической технологии вы можете ознакомиться в книге Н. Е. Щурковой,
название которой носит «Практикум по педагогической технологии».
Ситуация успеха – это проживание ребёнком своих личностных достижений в контексте истории его персональной жизнедеятельности. Она всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с результатами вчерашних усилий, с позиции завтрашних перспектив личности.
Назначение ситуации успеха в инициировании физических и духовных сил личности, в максимальном её развитии. Проживая ситуацию успеха ребёнок обретает достоинство, ибо в признании его человеческих и индивидуальных качеств, он обнаруживает и то, что он стоит на определённом уровне, и то, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворённость жизнью на данный момент, а это есть не что иное, как счастье в одной его разновидности.
Доброжелательность окружающих является первейшим условием создании ситуации успеха : расположенность вокруг сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – всё это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей, инициирует активность ребёнка. Последнее можно повысить за счёт высокой мотивации предполагаемой деятельности : «Нам это очень надо, потому что…», «Для тебя это очень важно, так как…». Подчёркивание значимости дела немедленно повышает представление личности о собственной значимости, наполняет большей уверенностью в своих силах.
Снятие страха – особая операция, она необходима для каждого ребёнка жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому непременно педагог говорит что-то подобное: «Это совсем не трудно…. Если даже не получится, мы поищем другой способ…» или же «Мы же рядом, мы все готовы помочь».
Операция «снятия страха» поддерживается другим операционным воздействием – «скрытая инструкция», это завуалированная помощь ребёнку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на собственные ресурсы и уметь до конца их исчерпывать без поддержки более сильных; но сейчас он пока не справится с работой, потому что мал, неопытен, неумел, робеет. Педагог произносит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…», или же: «Здесь, вероятно, главное…» Скрытая инструкция инициирует представление ребёнка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление даёт основание для его самостоятельных шагов.
Дополним эти операции дружеским положительным подкреплением, назовём его авансированием. Авансирование – оглашение достоинств, которые ещё не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например, если сказать ребёнку : «У тебя такого талантливого (умного, нежного, сильного) непременно получится хорошо – то мера психологической свободы увеличивается, вера в себя повышается, крепнет рука, быстрее работает сознание.
Усиленное положительное подкрепление выглядит как «персональная исключительность» - операция очень тонкая и изящная. Её парадигма – «Только вы и могли бы…», «Именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя ребёнка.
Совокупность этих операций дополняется педагогическим внушением – экспрессивным, интонационно насыщенным способом убеждения воспитанника в большой вере в него.
Венчать систему педагогических операций будет оценка полученного ребёнком результата его деятельности. Она станет определять, переживёт ли, в конце концов, ребёнок ситуацию успеха. У неё есть своя сущностная характеристика: это должна быть оценка детали, но не целостное оценивание произведённого предмета ребёнком, в процессе деятельности. Вот как она будет выглядеть: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…».