Залёткина Евгения
Создание условий для полноценного развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Аристотель
Ясность — главное достоинство речи
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Именно поэтому речевое развитие, занимает важное место в федеральных государственных стандартах ДОУ.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования : «речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает : владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [3,7]
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает :
-создание развивающей предметно-пространственной среды;
-целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
-повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
-создание дополнительных услуг по развитию речи детей;
-изучение состояния устной речи детей;
участие родителей в речевом воспитании детей.
Согласно статистике, в последние годы количество речевых нарушений имеет тенденцию к увеличению Наиболее часто речевые дефекты наблюдается в произношении и встречаются в детском и подростковом возрасте. Они появляются под влиянием различных неблагоприятных воздействий - подражания старшим, заболевания, отрицательных наследственных факторов, плохих социально- бытовых условий, дефицита общения, психических травм [1 ,4].
В большинстве случаев дети с нарушениями речи не могут давать словесный отчет своей деятельности, не могут устанавливать причинно- следственные связи, быстро утомляются и возбуждаются. У них отмечается бедный пассивный и активный словарь. Речь проста, состоит из простых предложений, нарушен грамматико - синтаксический строй речи. Дети иногда замыкаются в себе, плохо анализируют и обобщают, у них трудно развивается образное мышление.
Для коррекции речевых нарушений необходим комплексный подход к обучению детей. Помимо основных требований к организации среды в дошкольном учреждении использовать и специфические. Для стимулирования речевого развития необходимо использовать большое количество сенсорного материала, материала на развитие мелкой моторики. Материал должен быть особо прочным из- за обильные саливации. Также используются различные речевые карты, средства ТСО и ИКТ.
При работе с детьми с нарушениями речи большое внимание следует уделять не только развитию речи, но и речевой активности. Необходимо учитывать сложность дефекта, распределять детей на подгруппы по уровню развития речи. Во время работы с детьми избегать их перенапряжения. Задания следует выбирать пассивные, но с усложнением и проговариванием. Этапы развития речи при обучении по различным методикам, исключая логопедию;
- повторение за педагогом;
- проговаривание действий одновременно с выполнением;
- рассказ о сделанном;
- планирование предстоящей работы;
- рассуждения детей, их повествование и вопросы;
Любое занятие должно включать коррекционные задачи, желательна артикуляционная гимнастика или лого ритмика (либо элементы лого ритмики) с опорой на учебный материал каждого направления. Занятия по подготовке руки к письму и на листе бумаги проводить в более раннем возрасте по сравнению с нормой [2,43].
В задачу воспитателя также входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям [4,83].
Таким образом, ребенок с нарушением речи находясь в роли субъекта образовательного процесса, испытывает значительные трудности, что требует от педагога образовательного учреждения оптимизации организации педагогического процесса с учетом особенностей детей с данными нарушениями развития.